/
Учителю

Проблемы найма в образовательной организации. Где искать, как удерживать и зачем развивать сотрудника?

456
Авторы статьи
Сооснователь и креативный директор МАОУ Гимназии N 210 "Корифей", к.п.н., почётный работник общего образования РФ, сертифицированный коуч ACF.
Редактор "К-журнала"

Краткое описание

Статья подготовлена по материалам вебинара Калужской Марии Владимировны «Как образовательной организации привлекать, удерживать и развивать сотрудников?»

Из материала вы узнаете, что сейчас происходит на рынке труда и почему его называют «кандидатским». Поймете, какого из «трех китов» кадровой политики надо «приручить», чтобы она — политика кадровая — не доставляла вам головной боли. Узнаете о самом страшном страхе молодых педагогов и о критическом возрасте, в котором педагоги чаще всего решают «развестись» с профессией. Определитесь, стоит ли вкладываться в развитие подчиненного в условиях ворк-джампинга. Спойлер: стоит! А вот почему — читайте в статье.

Об авторе вебинара:

Калужская Мария Владимировна

  • Основатель и креативный директор известной инновационной школы-гимназии «Корифей» (г. Екатеринбург)
  • Кандидат политических наук
  • Педагог
  • Сертифицированный коуч ICF
  • Почетный работник общего образования РФ

Если бы нас попросили сформулировать главную мысль вебинара Марии Владимировны, мы бы процитировали слова спикера: «Самое главное в кадровой политике — выстроить такие отношения, которые сохраняются после прекращения трудовых отношений!»

Что такое «кандидатский» рынок

«Кандидатский» рынок — рынок труда, на котором условия найма диктуют соискатели, а работодатели не могут не учитывать эти условия, проводя кадровую политику. Это относится и к школам, и к детским садам.

Формирование «кандидатского» рынка стало возможно благодаря соединению двух процессов. Во-первых, изменению мироустройства. Хорошо это описано в работе футуролога Джамаиса Кашио (смотрите информацию в записи вебинара). Во-вторых, благодаря двум основным факторам, которые определяют сейчас рынок труда: дефицит кадров и профицит вакансий.

Дефицитом кадров на рынке труда уже никого не удивить. Эта проблема не только мелких городов и поселков, но и областных центров. Конечно, кандидаты чувствуют доминирование предложения над спросом и строят свое поведение при поиске работы на позициях силы. И если бы это касалось только опытных специалистов. Вчерашние студенты приходят без трудовой, но со списком требований.

Если раньше запросам соискателя на удобный график, отдельный кабинет и т. д. уделялось не столько внимания, то сейчас их невозможно игнорировать. Более того, в ход идут все новые и новые инструменты привлечения сотрудников уже со стороны работодателя, о которых еще 10 лет назад даже и подумать было невозможно.

Например, в эфире Калужская М. В. рассказывала, что есть образовательные организации, готовые вложиться в аренду квартиры, чтобы привлечь педагога из другого региона.


Вопрос к спикеру

Ответ эксперта на этот и другие вопросы вы можете послушать в записи вебинара.


Помимо «кандидатского» рынка работодатели сейчас вынуждены работать с «холодной» базой. Раньше подбор персонала строился исходя из отклика на вакансию. Сейчас руководители и замы, если нет сотрудника, который занимается наймом персонала, вынуждены самостоятельно искать и приглашать кандидатов на должность.

В дополнение к вышеописанным особенностям рынка труда на вебинаре спикер подробно говорила и о таких системообразующих факторах, как: репетиторство, онлайн форматы обучения, разные формы занятости. Отдельно отметила, что трудовое законодательство не «успевает» за изменениями.

Резюмируя вышесказанное, получаем такую картину: работодатель, если хочет эффективно выстраивать кадровую политику, вынужден быть максимально гибким и адаптивным. Для соискателя работа в школе или в детском саду — уже не единственный, а иногда и не основной источник дохода и занятости. Сотрудники чувствуют свою независимость и свободу, право голоса. Их сложнее и привлечь, и удержать, и управлять ими в процессе работы.

Ожидание и реальность

Кого мы хотим нанять, и кого нанимаем

Вторым важным блоком, о котором Мария Владимировна говорила на вебинаре, было описание ожиданий работодателя от кандидатов и реальности, с которой он сталкивается на собеседованиях.

В процессе найма у работодателя под влиянием как объективных, так и субъективных факторов — изменение ритма жизни, законодательства, стереотипов, модели поведения — естественным образом формируется высокая планка ожиданий к специалисту. Широкий кругозор, прокаченные Hard skills и Soft skills, повышенная стрессоустойчивость и т. д. А что в реальности?

Слайд из презентации «Ожидание от кандидата»

Рынок труда неизбежно вносит корректировки в картину мира. На собеседовании руководитель все чаще видит не опытного специалиста, а вчерашнего студента без опыта, со страхами и сомнениями, который не готов работать на одном месте до пенсии. И вообще считает, что педагог — это не призвание, а профессия, которую можно и поменять.

Хотя в этой части статьи (и вебинара) больше говорилось о соискателях поколения Y и Z, отметим, что опытные специалисты «не отстают» от выпускников. Они тоже чувствуют право отстаивать свои интересы и диктовать условия. Плюс, им есть что предложить взамен: знания, опыт, статус и т. д. Задача руководителя организовать работу так, чтобы в коллективе было комфортно всем возрастным группам.

Ожидания
Реальность
Прочная база Hard skills: методическая и инструментальная готовность  →  Потребность в сопровождении и обучении
Сформированные Soft skills  →  Неуверенность и страхи / самоуверенность
Преданность профессии и долгосрочные стратегии  →  Ворк-джампинг
Энтузиазм, интерес к делу, готовность к развитию  →  Разделение работы и «жизни», выставление условий. Развитие по работе в рабочее время.

Таблица 1. Сравнение ожиданий работодателя и запросов соискателя

Как же нанимать сотрудника, если ожидания не соответствуют реальности? Вот что рекомендовала на вебинаре Калужская М. В. (в видеозаписи эфира вы можете посмотреть подробное описание к каждому пункту):

  • Не планируйте сотрудничество на долгие сроки.

  • Находите компромисс в графике и содержании работы.

  • Обеспечьте профессиональный и личностный рост.

  • Применяйте персонализированный подход.

  • Опирайтесь на сообщество, используйте командные методы.

  • Имейте запасные варианты (онлайн, практиканты и пр.).

  • Создавайте возможности для хобби, досуга и т. п.

Еще один совет от лектора — выстраивать работу с родителями. Родители — это мощный инструмент удержания сотрудника в коллективе. К сожалению, именно взаимодействие с родителями — основной страх педагогов, особенно молодых.

«Я последние два года ездила в педагогические вузы страны от общества «Знание». Как раз работала со студентами педагогических специальностей. Выступала перед ними с темой профессионального выбора и адаптации в школе, а также задавала вопросы: «Чего вы ожидаете от школы?», «Почему вы готовы или не готовы идти в школу?», «Что вы хотите получить в процессе своей адаптации?» и т. д. Страхов, конечно, немало. И самый большой страх связан с тем, [...] что придется работать с капризными, неадекватными родителями». Это в 60% ответов, даже больше.»

Курсы в помощь о том, как педагогу работать с родителями

Технологии HR

Или как найти того самого сотрудника

На поиске кандидатов и подписании трудового договора кадровая политика не заканчивается, конечно. Ее ключевая цель — полное использование квалификационного потенциала каждого работника в отдельности и коллектива в целом. Для достижения этой цели нужно не только нанимать, но и:

  • Обучать и распределять людей так, чтобы они приносили максимальную пользу.

  • Развивать каждого работника так, чтобы он реализовался наилучшим образом и имел достаточную мотивацию для продолжения работы.

Из ключевой цели и вытекают «три кита» кадровой политики. На них и необходимо выстраивать всю работу с коллективом

1. Найм персонала

Работа в этом направлении начинается еще до собеседования и продолжается вплоть до завершения испытательного срока. Здесь Мария Владимировна рекомендует внедрить следующие пункты:

  • Сформируйте отдел по поиску, отбору и найму сотрудников.

  • Анализируйте рынок в своем регионе и стране в целом.

  • Составьте профили должностей: от директора до гардеробщицы. Вам в помощь методисты из отдела продукта Образовательного центра «Каменный город» составили подборку должностных инструкций — скачивайте и пользуйтесь бесплатно.

  • Используйте «воронки» отбора и найма, ассессмент, тест-драйвы и т. д.

Слайд из презентации «Воронка найма и ассессмент в рамках кадровой политики образовательной организации»

2. Развитие кадров, карьерный рост

Если у вас стоит вопрос, а стоит ли развивать персонал, зная, что сотрудник нацелен на смену работы через 1-2 года, однозначный ответ — стоит. Развивать коллектив необходимо всегда. Чем больше вы вкладываете в развитие людей, и речь не только о финансовых вложениях, тем реже вы испытываете кадровый голод и проблемы с персоналом.

В каком направлении стоит планировать мероприятия по развитию персонала? Профессиональное, личностный рост, навыки XXI века. Концентрироваться надо не только на развитии Hard skills сотрудника, а на всестороннем развитии личности.

Слайд из презентации Марины Владимировны «Всестороннее развитие сотрудника»

3. Мотивация

Эксперт вебинара очень подробно остановилась на работе с мотивацией сотрудников. В записи вы можете посмотреть информацию про систему мотивации в образовательной организации, про базовые принципы построения системы мотивации, про работу с поиском внутренней мотивации сотрудников. Здесь, в статье, мы расскажем вам о кризисном возрасте педагога.

Согласно исследованию*, кризисный рубеж для педагога — 5-7 лет работы. В этот период уже все этапы адаптации пройдены, есть опыт и знания, есть понимание работы системы образования, сложились устойчивые связи в коллективе. И именно в этот период люди чаще всего уходят из профессии или решаются на кардинальные изменения.

Калужская М. В. советует отнестись к категории работников, работающим по 5-7 лет в коллективе, с особым вниманием. Провести индивидуальные встречи, тесты, выявить потребности и продумать план работы, который будет вдохновлять человека не просто остаться, а пробить стеклянный потолок и развиваться дальше.

Приглашаем вас посмотреть полную версию доклада Марии Владимировны в видеозаписи. К сожалению, в рамках статьи нет возможности рассказать все, о чем шла речь на вебинаре.

Завершила спикер свой доклад, а мы завершаем статью, такими словами: «Любое кадровое решение (даже увольнение) должно опираться на принцип win-win! Сохраняйте отношения, продолжайте сотрудничать и находить добрые слова друг для друга».


*Исследование мотивов и факторов удовлетворенности педагогов работой в школе, июль-сентябрь 2024 г. Опрос проведен сообществом образовательных практик субъектности «Большой поток» в партнерстве с Межрегиональной ассоциацией Монтессори и Клубом предпринимателей Level Up. Опрошены 336 человек, в т. ч. учителя государственных и частных школ, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, методисты, представители школьной администрации.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
17.05.2025
18
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
07.05.2025
204
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
05.05.2025
280