STEAM-подход (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics) представляет собой интеграцию естественных наук, технологий, инженерии, искусства и математики в образовательном процессе.
Проекты и навыки в STEAM
В нашей российской педагогической практике прекрасным примером STEAM-образования может служить технологическое образование школьников в рамках предмета «Технология». Целью изучения данного предмета является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Учебно-познавательная деятельность обучающихся в предметной области «Технология» базируется на естественно-научных, научно-технических, технологических, предпринимательских и гуманитарных знаниях. Нет ни одной другой дисциплины в школе, которая бы использовала в своих целях материал такого широкого диапазона фундаментальных и прикладных наук.
Одной из основных практик STEAM-образования является проектное обучение, где обучающиеся работают над реальными проектами, решая проблемы, используя знания из разных областей. Этот метод позволяет учащимся видеть, как их учебные знания применяются на практике. Такой подход формирует одновременно «hard skills» и «soft skills» — навыки, необходимые как в профессии, так и в социальном взаимодействии.
STEAM-подход служит прекрасным инструментом в формировании универсальных навыков учащихся, которые необходимы в современном мире.
Основные роли STEAM-подхода в развитии таких навыков
Развитие критического мышления и решение проблем
Учащиеся, задействованные в STEAM-проекте, сталкиваются с реальными задачами и проблемами, что развивает их способность анализировать ситуации, находить оптимальные решения и оценивать различные подходы. Например, при проектировании и создании моделей учащиеся применяют не только теоретические знания, но и умение работать с ними в контексте практических задач.
Системное мышление
STEAM-подход требует от учащихся способности видеть взаимосвязи между различными дисциплинами и применять знания в разных контекстах. У детей формируется понимание, что решить какой-то сложный вопрос, опираясь только на знания по одному предмету, невозможно. Важно научиться воспринимать проблему в целом, а не только в рамках одной области, что способствует формированию системного подхода к решению задач.
Командная работа и коммуникация
Проекты в рамках STEAM часто требуют коллективной работы, где учащимся необходимо работать в группе, распределять задачи, принимать и давать конструктивную критику. STEAM-подход подразумевает командную работу, в рамках которой каждый член команды занимается определенной частью проекта.
Взаимодействие обучающихся можно построить следующим образом: ребята делят роли-профессии, например, программиста, дизайнера, менеджера проекта, тестировщика, инженера-проектировщика, маркетинг-менеджера (ведь для проекта нужно и презентацию подготовить, и анализ потребительского рынка провести). Это способствует развитию навыков коммуникации, что является важной составляющей современного образования.
Творческое и инновационное мышление
Включение искусства в STEAM развивает у учащихся творческий подход к решению задач. Умение применять художественные методы для решения технических или математических задач помогает учащимся развивать нестандартное мышление, что особенно важно для поиска инновационных решений в разных сферах жизни. Искусство играет важную роль в STEAM-образовании, помогая школьникам развивать творческое мышление и воображение.
Например, в проектной деятельности важно разработать дизайн продукта, который будет функциональным и эстетически привлекательным, что требует критического мышления, навыков решения проблем и готовности экспериментировать и рисковать. Прежде чем приступить к разработке проекта, обучающиеся должны познакомиться с лучшими образцами мирового искусства в той области, которую они выбирают для себя в качестве объекта исследования. Учитель должен помочь школьникам определить то, что может быть прототипами их проектов, ориентируя их в своем поиске на произведения искусства и дизайн-объекты.
Информационные и технологические навыки
В ходе обучения по STEAM-подходу учащиеся развивают навыки работы с современными технологиями: программирование, использование инженерных инструментов, моделирование и анализ данных.
Умение адаптироваться к изменениям и гибкость
В современном мире изменения происходят быстро, и умение адаптироваться к ним становится необходимым навыком. STEAM-подход помогает учащимся не только приобретать знания, но и развивать умение быстро осваивать новые технологии и подходы.
Таким образом, STEAM-подход способствует всестороннему развитию учащихся, формируя ключевые универсальные навыки, которые пригодятся им в будущей профессиональной и социальной деятельности.