/
Родителю

Родительская подготовка к подростковому возрасту. Стратегии поддержки и коммуникации с подростками

150
Автор статьи
Автор тренингов для подростков и педагогов. Спикер мастер-классов и социокультурных проектов, направленных на сохранение ментального здоровья, раскрытие ресурсов и талантов личности.

Тема подросткового возраста требует особого внимания со стороны взрослых, особенно родителей. К сожалению, несмотря на обилие информации в СМИ и в популярной литературе, родители часто оказываются в трудной ситуации. Ведь когда-то и сами родители сегодняшних подростков были детьми, но не все способны адекватно и экологично выстроить доверительные отношения в семье.

Многие взрослые сосредоточены на вопросах материальных, нежели на педагогических. К сожалению, бытует крайне негативное, но распространённое мнение, что есть школа, и только школа обязана контролировать детей. При первом же тревожном случае родители склонны обвинять именно школу и учителей.

Первая проблема заключается в том, что родители в большинстве случаев перекладывают ответственность на школу. Почему это происходит?

В этой статье речь идёт о подготовке к подростковому возрасту. Согласно общепризнанному положению в странах ООН в области народонаселения, подростками являются лица от 10 до 19 лет со следующей классификацией:

  • Ранний подростковый возраст: 10-14 лет;

  • Поздний подростковый возраст: 15-19 лет.

Таким образом, готовиться к подростковому возрасту своих детей необходимо уже с детства, памятуя о том, что каждый случай индивидуален. У кого-то первые половые признаки взросления (оволосение тела, набухание молочных желез и т.д.) наступают уже в 7-8 лет, а у кого-то только в 14-15.

Приведу несколько примеров из жизни и профессиональной деятельности:

  • Многие родители не уделяют должного внимания воспитанию вообще. Достаточно увидеть в общественных местах или транспорте, как вместо увлекательной беседы родители дают ребёнку телефон. Вместо активного познания окружающего мира ребёнка добровольно отправляют в виртуальное пространство, при этом сами родители даже не слишком беспокоятся о людях, вынужденных слушать "режущие" звуки новомодных игр, тиктокеров и т.д.

  • Другой случай — когда родители обесценивают школу, репетиторов, психологов. В частности, нередко я сталкиваюсь с такими высказываниями, как "не было в нашем детстве никаких психологов", "лучше любого психолога был ремень!", "никакой депрессии не было в наши годы" и т.д.

О чём это говорит?

Во-первых, о психологической незрелости и беспомощности самих родителей. Именно таким людям необходимы регулярные занятия с семейным психологом.

Во-вторых, подобные убеждения свидетельствуют о потере чувства реальности и времени. Фиксация на прошлом и сравнение сегодняшнего поколения детей с поколением, скажем, 1980-х или 1990-х, транслирует глубокие психологические проблемы и травмы самих родителей (в ряде случаев это обида на родителей).

В-третьих, обесценивание школы и перекладывание ответственности — это нежелание самих родителей брать ответственность за экологичное воспитание своих детей.

Тем не менее, подготовка к подростковому возрасту своих детей — это весьма важный этап взросления. Своего рода "экзамен" родителей на родительство и на зрелость. Поэтому, если возникают сложности, то лучше не замалчивать, а обратиться к профессионалу.

Наиболее оптимальный стратегический маршрут строится на опорных точках:

  1. Принятие своего ребёнка и его взросления. К сожалению, многие родители испытывают негативные эмоции от взросления своего ребёнка. Принятие — это важный, фундаментальный принцип экологичных отношений с самим собой и с окружающими. Родители часто теряют связь с реальностью, чем вредят своему ребёнку. Например, некоторые родители иронизируют над подростковым возрастом или даже усиленно драматизируют, говоря: "вот будешь в прыщах, страшный, волосатый". Подобные реплики не только нарушают границы ребёнка, но и глубоко травмируют его. Или: "не хочу, чтобы ты взрослел/-а! Как хорошо, когда ты маленький был, послушный, а сейчас монстр!"

  2. Уважение к ребёнку и его личным границам. Умение видеть достоинства своего ребёнка, сильные стороны. К сожалению, и с этим много сложностей. "А зачем я его хвалить буду? Он зазнается!" — рассуждает мама на родительском собрании, жалуясь на ребёнка, что тот уходит в себя, в игры. То есть многие родители не умеют выстраивать причинно-следственную связь между событиями. Что привело к тому, что ребёнок стал уходить в мир игр? Этот вопрос ставит многих в тупик, хотя некоторые чаще сразу нападают: "это его в садике научили", "школа виновата", но только "родители тут ни при чём".

  3. Уметь разговаривать с ребёнком. Если в какой-то момент родители начинают терять связь с ребёнком, нельзя ждать, когда само собой всё пройдёт. Необходимо найти грамотного специалиста и решить данный вопрос как можно скорее. Ведь объективный анализ микроклимата в семье позволит выйти из трудностей и поможет сбалансировать отношения. Многие родители стесняются разговаривать с ребёнком на тему сексуального воспитания. Здесь тоже лучше построить индивидуальный маршрут. Главное, чтобы необходимая информация была донесена до ребёнка корректно и бережно.

Таким образом, подростковый возраст представляет собой глобальную тему для изучения. Но самое главное, родителям необходимо быть открытыми для новой информации и доверять самим себе. Переход к осознанному родительству начинается с переосмысления себя и своего поведения в семье и ведёт к выстраиванию тёплых и бережных отношений.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Методы стимулирования творческого мышления у школьников
Методы стимулирования творческого мышления у школьников
29.10.2024
64
Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
Как развить эмоциональный интеллект у дошкольников: советы и техники
23.10.2024
221
Раннее развитие детей: развитие игры в образовательном процессе
Раннее развитие детей: развитие игры в образовательном процессе
20.10.2024
162