Как справиться с протестным поведением детей в школе
Дети часто протестуют в школе, будь то младшие школьники или дети постарше. Не соглашаются, бунтуют, не хотят делать что-то с первого раза. И если родители уже адаптировались к своему «чаду», то педагогу приходится сложно: нужно искать подход, ключики, чтобы исключить это поведение. Какой же выход из такой ситуации может быть и как вообще быть учителю?
Для начала важно разобраться в причинах протестного поведения ребенка, они могут быть абсолютно разными. За протестами чаще всего стоит следующее.
Причины протестного поведения
-
Неумение выражать свои эмоции. Ребенку трудно переносить, выдерживать свои эмоции, а уж тем более говорить о своих чувствах, поэтому он протестует. Гораздо проще совершить какое-то красноречивое действие, чем объяснять что-то.
-
Сложности в коммуникативных навыках. Он не умеет договариваться, объяснять что-либо, продуктивно разрешать конфликты.
-
Неподготовленность к обучению в школе. Ребенок был не готов к обучению в школе, а значит и к сложностям, которые могут возникнуть в школе. Поэтому при возникновении таких ситуаций ребенок протестует, не зная, как с ними справиться.
-
Сложности со школьным коллективом или учителем. Причин здесь может быть масса, но опять же, разрешить конфликты не получается, поэтому ребенок выбирает сухую защиту. Здесь нужно помогать справиться и преодолеть камни преткновения с помощью школьного психолога.
-
Низкая самооценка или неуверенность в себе. Ребенок пытается привлечь внимание протестным поведением. В этом случае важно обучить его другим способам коммуникации и повысить самооценку с помощью занятий с психологом.
Что делать педагогу во всех этих ситуациях, и как их разрешить?
-
Если протесты связаны с выражением эмоций. Ребенок кричит, возмущается, обзывается. Важно остановить ребенка, а позже констатировать факт: «Ты злишься, давай ты сейчас остановишься, попьешь воды, успокоишься, а позже мы поговорим (я тебя спрошу и т.д.). Пока я спрошу Петю по этому заданию, потом тебя».
-
Не уделять непосредственное внимание протесту. Пытаться найти те моменты, в которых ребенка можно похвалить. Часто взрослые сразу же стремятся погасить протест, однако в этом случае ребенок получает ожидаемое внимание. Если есть возможность, стоит переключить внимание на другого ребенка в этот момент, а позже найти моменты или создать ситуации успеха для этого ребенка, за которые можно его похвалить.
-
Если поведение связано с привлечением внимания. Не подкреплять негативное поведение, не ругать активно при всем классе. Лучше обсудить ситуацию индивидуально с ребенком, обозначить моменты для преодоления сложностей с ним лично.
-
Если причина в сложностях с классным коллективом. Ребенок таким образом себя ведет, чтобы заслужить какую-то роль, выделиться. Можно прибегнуть к помощи школьного психолога, чтобы он помог улучшить отношения. Или самостоятельно создавать классные часы и проводить занятия на сплочение класса, тем самым пытаясь помочь ребенку занять иную нишу в коллективе.
-
Делать замечания и давать оценку негативному поведению, а не оценивать ребёнка полностью. Важно, чтобы ребенок понимал, что плохим было именно поведение, а не он сам. Таким образом мы избегаем комплексной оценки, а делаем акцент только на поведении.
Комплексный подход
В любом случае, для изменения поведения важен комплексный подход специалистов, включенность семьи и время, за счет которого будут совершаться перемены.