В современном мире достаточно высок процент детей с теми или иными особенностями. Особенно большой пласт занимают дети с эмоциональными и поведенческими проблемами. Они, как правило, не отличаются от других детей в школе и детском саду, но имеют, безусловно, свою специфику развития и поведения. Им сложнее учиться и воспринимать материал, концентрироваться на нем, чаще возникают конфликты, сложности во взаимодействии с людьми: педагогами и сверстниками.
Каких детей вообще мы можем относить к этой категории?
-
Дети с неврологическим или психиатрическим диагнозом. Например, СДВГ или тревожное расстройство. Чаще всего таким детям трудно контролировать эмоции, ими управлять, сохранять произвольность и длительно поддерживать внимание. При повышенной тревожности у ребенка может быть много переживаний и волнений, которые сказываются на процессе обучения.
-
Дети, ставшие свидетелями стрессовых событий. У таких детей могут быть как замедленные реакции или замкнутость в поведении, так и наоборот, излишняя активность, которая может быть непонятна педагогу. И более того, непонятно, как именно реагировать и помогать ребенку.
-
Высокочувствительные дети, которым трудно воспринимать критику и замечания в свой адрес. Такие дети также могут очень импульсивно реагировать на любые замечания и негативные оценки, вызывая тем самым волну непонимания, как сгладить такие реакции.
Какой должна быть психолого-педагогическая поддержка таких детей?
-
Психологическая разгрузка. Занятия, встречи с психологом, задания, которые приносят расслабление, снятие напряжения, раскрепощение в целом. Можно предложить педагогу устраивать минутки двигательной гимнастики или разгрузки, чтобы дать детям возможность переключить внимание.
-
Принятие взрослыми того, что у ребенка есть особенности. Не стоит ожидать, что такой ребенок враз перестанет ярко проявлять эмоции. Стоит признать, что у ребенка могут быть сложности в принятии плохой оценки или неудач, и уже из этого искать выход. Например, в более мягкой форме давать оценку знаний и способностей ребенка, заранее очерчивать перспективу, говорить о возможности исправить результат. Также положительным моментом будет возможность выполнять дополнительные задания.
-
Помощь в выражении эмоций. Наглядные материалы, которые можно повесить в зоне доступа ребенка: в классном кабинете, в дневнике, дома - могут быть напоминанием ребенку о том, как справляться с эмоциями.
-
Помощь в разрешении конфликтов с окружающими. Эмоциональному ребенку стоит объяснять ситуацию с разных сторон, показывать, кто в ней и какую позицию занимает, чтобы ребенку было легче принять ситуацию и какие-то обстоятельства, с ней связанные.
-
Введение правила “стоп” на деструктивное поведение. Ребенку важны четкие правила о том, как вести себя нельзя, чтобы он мог остановиться быстро, среагировать. Например, такое правило может касаться применения физической силы и агрессии по отношению к другим людям.
-
Помощь в формировании близких контактов. Часто таким детям трудно дружить, бывают недопонимания и конфликты, поэтому им сложно завести друзей. Важно организовывать сплочающие мероприятия, создавать внеурочные встречи, на которых отводить каждому ребенку свою роль, чтобы он мог проявить и зарекомендовать себя с положительной стороны. Это в том числе важно, чтобы за ребенком не закреплялось привычное клеймо двоечника или драчуна, а сверстники могли видеть друг друга с разных сторон. Также можно пользоваться помощью психолога для организации тренинговых занятий для всего класса.
Эти и другие несложные рекомендации помогут быть ближе к детям с эмоциональными и поведенческими особенностями, а главное, помогать им справляться с обучением.