Давайте вспомним, сколько было источников информации 30-50 лет назад? Чтобы найти что-то необходимое, мы ходили в библиотеки, и сомнений в достоверности данных у нас не было. А что происходит сейчас? У современных школьников, с одной стороны, есть доступ к любой информации, а с другой стороны, где искать достоверные источники?
Для анализа всей поступающей информации крайне важно иметь развитое критическое мышление.
Критическое мышление - это способность анализировать информацию, делать выводы, задавать вопросы и принимать обоснованные решения.
Критическое мышление - это способность ставить под сомнение любую информацию.
Как же развивать это необходимое критическое мышление?
Для фильтра входящей информации можно использовать 4 закона логики, первые три из которых сформулировал Аристотель, а четвертый - Лейбниц Г. В.:
-
Каждое понятие должно сохранять своё значение на протяжении всего рассуждения - Закон тождества.
-
Два отрицающих друг друг суждения не могут быть одинаково верными - Закон противоречия.
-
Одно из двух противоречащих друг другу суждений должно быть обязательно верным - Закон исключенного третьего.
-
Истинная мысль должна быть основана на ранее подтвержденных мыслях - Закон достаточного основания.
Упражнения, которые могут помочь школьникам развивать критическое мышление
-
Задания на внимание: найдите отличия (на двух картинках), угадать по части геометрической фигуры или предмета, что это может быть.
-
Логические задачи на внимание: например, «с березы упало 4 яблока, сколько яблок осталось на березе?» (ответ - 0, на березе яблоки не растут).
-
Задачи на мышление и восприятие: где ошибся художник? Рассматривайте и обсуждайте картинки-нелепицы (в интернете их представлено огромное количество, или можно их сгенерировать с помощью нейросетей).
-
Дебаты: проведение дискуссий по различным темам помогает школьникам развивать навыки анализа, аргументации и убеждения. Пусть дети слушают мнения друг друга, выражают свою точку зрения и учатся отстаивать её.
-
Критический анализ текстов: прочитайте вместе какой-то текст и пусть ученики порассуждают на темы: «Почему автор выбрал такой исход ситуации?», «Какие доводы поддерживают эту позицию?» и другие «почему?».
-
Разбирайте вместе с детьми детективные истории (по литературным произведениям), отслеживайте логику рассуждения сыщика, предугадывайте различные варианты финала.
-
По частям истории придумайте свои варианты событий.
-
Возьмите любую ситуацию и рассмотрите все возможные причины того, почему так произошло? Например, в автобусе молодой человек сидит, а рядом стоит бабушка, для которой нет свободного места. Почему он сидит? Изучите все варианты.
-
Возьмите любую ситуацию и запишите в два столбика все её плюсы и минусы.
-
И снова, возьмите любую ситуацию и теперь проговорите все возможные последствия. Например, учитель не вышел на работу - что произойдет.
-
Соберите в один список все известные вам истории мошенничества и проговорите, как не попасться на удочку преступников. Например, вам позвонили и сказали, что вы выиграли миллион и просят назвать ваши личные данные.
Общий принцип тренировки критического мышления: выяснение всех вариантов, их анализ, проектирование последствий и выбор оптимального выхода из ситуации.
Этапы критического анализа поступающей информации
-
Определите суть, избегая двусмысленности и неопределенности.
-
Внимательно посмотреть на информацию (изучить источники (не верить на слово, проверить несколько источников), не опираться на стереотипы), предположить мотивацию и цели автора этой информации (убедить в отсутствии манипуляций и когнитивных искажений).
-
Не делать поспешных выводов (даже очевидная ситуация может иметь совсем иное объяснение). Возьмите паузу!
-
Оцените различные варианты последствий.
-
И только сейчас принимать решение по полученной информации!
Умение мыслить критически позволяет нам видеть мир шире, принимать осознанные решения и успешно решать разнообразные задачи. Важно стимулировать, поощрять и поддерживать усилия школьников по освоению навыков критического мышления.