/
Учителю

Как предотвратить правонарушения детей летом: инструкция для учителей

1310

За лето количество детских преступлений вырастает в разы. Основная причина — отсутствие контроля со стороны взрослых: дети часто предоставлены сами себе, даже в летних и школьных лагерях. Разбираемся, как предотвратить правонарушения.

О каких правонарушениях идет речь?

О любых. В открытый доступ редко идет полная информация, но есть статистика: за лето растет число тяжких преступлений и мелких.

Чаще всего, говорят о мелких кражах, сексуальных преступлениях, угонах, драках и употреблении психоактивных веществ — ПАВ. И не только на улице, но и в лагерях, когда дети, казалось бы, под присмотром взрослых.

ПАВ и алкоголь — не только сами по себе преступление, но и часто бывают причиной более тяжелых правонарушений. Что делать учителю?

Что может стать причиной правонарушений?

ПАВ и алкоголь. Статистика говорит: каждое пятое преступление подростки совершают в состоянии опьянения. Умудряются проносить алкоголь и психоактивные вещества в школы на территорию детского лагеря.

Конфликты между детьми. Особенно в школьных, городских и детских лагерях встречаются дети из разных «миров» — разный возраст, школы, семьи, интересы, ценности. Конфликты назревают постепенно и к середине смены могут вылиться в драки.

Доминантное поведение «трудных подростков». Дворовая компания, отряд в лагере — это микрогруппа и живет по законам групповой динамики. Есть лидеры, «серые кардиналы», изгои. Если взрослый не обратит особого внимания на жизнь группы, лидерство захватят сильные — часто это «трудные подростки». Они могут перестроить жизнь детей по-своему: будут драться с местными, бегать ночами за алкоголем и привлекать к этому всех остальных детей.

Слабый контроль со стороны взрослых. МВД констатирует: родители безоглядно доверяют своим детям, что порой приводит к печальным последствиям. Отпускают на ночь к друзьям, а ребенок идет пить во дворы. А на утро ничего не помнит.

В лагере та же история. Если воспитатели, вожатые и другие педагоги уделяют ребятам мало внимания, то они могут поддаться соблазнам даже без влияния «трудных подростков». Особенно это касается дискотек, лагерных костров: некоторым ребятам скучно проводить время вместе без алкоголя, секса и драк.

Не-занятость. Дети от нечего делать они сбиваются в группы, мотаются по городу. Чем насыщеннее жизнь у ребенка, тем меньше времени и сил на правонарушения. Но если собравшиеся вместе сто человек заскучают, они сами организуют.

Правонарушения совершают только трудные дети?

Нет, не обязательно. Есть определенные группы риска.

Дети из семей, находящихся в социально опасном положении. Родители в таких семьях плохо исполняют свои обязанности или сами нарушают закон: не создают детям нормальные условия жизни, употребляют ПАВ, принуждают детей к попрошайничеству и проституции. Не все дети из таких семей совершают правонарушения, но входят в группу риска — могут последовать пагубному примеру родителей или старших друзей.

Дети из окрестных деревень. Детские оздоровительные лагеря часто расположены рядом с деревнями, в которых тоже живут дети. Для них летние смены — своего рода аттракцион. Наскучавшись в школах, они готовы драться, отбирать деньги, «разводить» на выпивку и приключения.

Дети из псевдоблагополучных семей. Психологи утверждают, что с 2010 года все больше «трудных» детей вырастает в благополучных на первый взгляд семьях. Родители создают для детей комфортные материальные условия, но забывают о теплых отношениях. Таким детям скучно, они не всегда умеют общаться со сверстниками, иногда у них бывают опасные увлечения.

Хорошее материальное положение не защищает детей от преступлений, а теплые доверительные отношения — могут.

Как педагогу провести профилактику правонарушений?

Разговаривать с родителями. На оргсобраниях нужно рассказывать о правилах, обращать внимание родителей на риски. Если речь идет о лагере, то говорить об правилах проживания в лагере и обращать внимание родителей на недопустимость употребления ПАВ, драк и прочих моментов, ведущих к правонарушениям. Нельзя допускать подозрения в адрес некоторых родителей — они не на приеме в соцзащите. Но информировать об опасностях и их последствиях нужно.

Разговаривать с детьми. К сожалению, этого иногда не успевают делать родители. Педагог может помочь, особенно если у него сложились хорошие доверительные отношения.

В лагере с детьми стоит проводить несколько бесед: на собрании всей смены, внутри отрядов, личные встречи с некоторыми детьми. Иногда педагог в откровенной беседе может понять, почему ребенок ведет себя опасно. К тому же если ребенок откроется и будет доверять педагогу, он не захочет его подводить.

Внедрить выполняемые правила безопасности. Правила безопасности должны быть понятны детям, просты и логичны. Детей нельзя заставлять доносить друг на друга, нельзя требовать от них быть всегда тихими и послушными, нельзя угрожать исключением из школы, лагеря. Последнее может привести к обратному — импульсивному бегству домой.

Усилить контроль. Летом — это задача родителей. Но если они отдали ребенка на ваше попечение, то лучше перестраховаться. Не нужно ходить по пятам за каждым «трудным подростком» — следите, чтобы все были на мероприятиях, тщательнее следите за отрядами перед подъемом и после отбоя. Лучше, если в лагере будет охрана: профессионалы справятся с выходами за территорию лучше вожатых.

Исключить контакты с местными. Педагоги, работающие в лагерях, говорят, что еще никому не удавалось контролировать ребят из окрестных деревень. Проще всего отгородиться от них с помощью охраны и исключить контакты полностью.

Как реагировать на случившееся правонарушение?

Разговаривать с детьми. В первую очередь нужно разговаривать с пострадавшими — убедитесь, что они не выдумывают, но не обесценивайте их эмоций. Ребята могут фантазировать не просто так: привлекают к себе внимание из-за конфликтов с другими детьми. Не нужно устраивать расследования, просто убедитесь, что с детьми все хорошо физически и психологически.

Оповещать родителей. Как бы не хотелось уберечь репутацию лагеря, родителей нужно оповещать обязательно. Они законные представители своих несовершеннолетних детей и обязаны знать о том, что с ними что-то случилось. Разговаривайте спокойно, не обвиняйте, не ведитесь на провокации — расскажите, что случилось, какие меры вы приняли, как чувствует себя ребенок.

Вызывать полицию. Не ищите виновных — это должна сделать полиция. Во-первых, профессионалы сами квалифицируют правонарушение и расскажут, что грозит ребенку, что с этим делать. Во-вторых, ваши обвинения могут не оправдаться, а это отразится на отношениях среди детей.

Объявлять выговоры виновным и в идеале удалять из лагеря. Если вы поймали детей за употреблением ПАВ, можно не вызывать полицию, а ограничиться административными мерами. Особенно если вы не хотите увозить ребят для проведения медэкспертизы. Если в уставе написано, что детей можно исключать из лагеря, помните, что пользоваться этим правом можно только с разрешения родителей.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
247
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
122
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
166