Учитель часто испытывает стресс — из-за подготовки, учеников, общественного давления, нагрузки, условий труда. И стресс может вылиться в раздражение — в том числе на учеников и их родителей. Разбираемся, как учителю справляться с гневом.
Что такое гнев?
Правильнее всего называть гнев высшей мерой злости. Злость — базовая эмоция, человек испытывает ее, когда не может удовлетворить потребность из-за препятствий. Например, учитель не может продиктовать домашнее задание, потому что класс ему мешает. Если постоянно сдерживать злость, она может вырасти до гнева. Также злость превращается в гнев, если препятствие слишком сильное. Например, ученик не просто мешает уроку, а грубит учителю в лицо.
Проявлять гнев — кричать, бить, ставить в угол, публично унижать — запрещено законом. Как держать дисциплину и не срываться?
Почему я его испытываю гнев?
Потому что вам что-то или кто-то мешает. Вообще у гнева три причины — страх, боль, голод. Но дело не только в этом. В примере с домашним заданием учитель может найти выход и записать задание на доске. Другое дело, что ученики его все равно могут игнорировать и не выполнить к следующему уроку. Тогда у гнева будет еще одна причина — постоянное препятствие.
Может его просто сдерживать?
Это не приведет ни к чему хорошему: человек устанет постоянно сдерживать эмоции и в конце концов сорвется. И тогда либо выплеснет гнев по адресу или сорвется на невиновного. А еще при постоянном сдерживании страдает организм — растет риск возникновения острых и хронических заболеваний из-за постоянного стресса.
Как его обуздать?
Сначала нужно быть внимательным к себе. Знать, какие ситуации выводят вас больше всего и стараться их не допускать. Например, всегда писать домашнее задание на доске и придумать, как обращать внимание учеников на себя. Если причина для злости есть и вы чувствуете как краснеете, сжимаете кулаки и поднимаете скулы — ловите эту эмоцию и старайтесь понять, что происходит. Если четко понимать, кто является препятствием и какую потребность он блокирует, то гнев получится выразить конструктивно. Например, одернуть ученика, но вежливо. Или отшутиться. Или выдохнуть и строго повторить задание.
А если ученики все равно не понимают?
Если они выводят вас из себя специально, то в эту игру проще не играть — быть спокойным и не мстительным. Если они не понимают, что вам нужны от них собранность и внимание, то гнев тем более не поможет — нужно придумать мотивацию для учеников.
Иногда можно просто выплеснуть?
Иногда да, но не в классе. Можно кричать в лесу, заниматься спортом, йогой. Причины для гнева не исчезнут, но вы лучше научитесь контролировать собственное тело и разум.