/
Учителю

Как учителю справиться с гневом?

1075

Учитель часто испытывает стресс — из-за подготовки, учеников, общественного давления, нагрузки, условий труда. И стресс может вылиться в раздражение — в том числе на учеников и их родителей. Разбираемся, как учителю справляться с гневом.

Что такое гнев?

Правильнее всего называть гнев высшей мерой злости. Злость — базовая эмоция, человек испытывает ее, когда не может удовлетворить потребность из-за препятствий. Например, учитель не может продиктовать домашнее задание, потому что класс ему мешает. Если постоянно сдерживать злость, она может вырасти до гнева. Также злость превращается в гнев, если препятствие слишком сильное. Например, ученик не просто мешает уроку, а грубит учителю в лицо.

Проявлять гнев — кричать, бить, ставить в угол, публично унижать — запрещено законом. Как держать дисциплину и не срываться?

Почему я его испытываю гнев?

Потому что вам что-то или кто-то мешает. Вообще у гнева три причины — страх, боль, голод. Но дело не только в этом. В примере с домашним заданием учитель может найти выход и записать задание на доске. Другое дело, что ученики его все равно могут игнорировать и не выполнить к следующему уроку. Тогда у гнева будет еще одна причина — постоянное препятствие.

Может его просто сдерживать?

Это не приведет ни к чему хорошему: человек устанет постоянно сдерживать эмоции и в конце концов сорвется. И тогда либо выплеснет гнев по адресу или сорвется на невиновного. А еще при постоянном сдерживании страдает организм — растет риск возникновения острых и хронических заболеваний из-за постоянного стресса.

Как его обуздать?

Сначала нужно быть внимательным к себе. Знать, какие ситуации выводят вас больше всего и стараться их не допускать. Например, всегда писать домашнее задание на доске и придумать, как обращать внимание учеников на себя. Если причина для злости есть и вы чувствуете как краснеете, сжимаете кулаки и поднимаете скулы — ловите эту эмоцию и старайтесь понять, что происходит. Если четко понимать, кто является препятствием и какую потребность он блокирует, то гнев получится выразить конструктивно. Например, одернуть ученика, но вежливо. Или отшутиться. Или выдохнуть и строго повторить задание.

А если ученики все равно не понимают?

Если они выводят вас из себя специально, то в эту игру проще не играть — быть спокойным и не мстительным. Если они не понимают, что вам нужны от них собранность и внимание, то гнев тем более не поможет — нужно придумать мотивацию для учеников.

Иногда можно просто выплеснуть?

Иногда да, но не в классе. Можно кричать в лесу, заниматься спортом, йогой. Причины для гнева не исчезнут, но вы лучше научитесь контролировать собственное тело и разум.


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
421
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
224
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
263