/
Учителю

Подготовка к 1 сентября: подводные камни и как их обойти

1796

Подготовка школы к 1 сентября состоит из десятков мелочей, которые педагоги и администрация делают каждый год. Но человеческий фактор играет свою роль и все может пойти не так. Разбираемся, как решить основные проблемы, связанные с началом учебного года.

Подготовка кабинета

Оборудования нет на месте. Лучше обнаружить это за месяц, но бывает всякое. Хорошо, если педагог знает, у кого из коллег искать оборудование, хуже, если причина пропажи не ясна. Если у педагога нет дневника, в который он записывает, кому отдает оборудование, то нужно подключать заместителя директора по АХЧ. Он может проверить все кабинеты и найти оборудование. На будущее: лучше, чтобы оборудование не покидало кабинет, в крайнем случае, нужно фиксировать, кто его забирает. 

Кабинет не соответствует СанПин. Это может обнаружиться при городской проверке школ на готовность к учебному году или на внутренней проверке. Нужно писать заявление заместителю директора по АХЧ. Самое главное — не тратить свои деньги на покупку лампочек или новых стульев. Если в школе нет средств, администрация быстрее решит проблему, чем отдельный учитель. 

Приемка образовательных учреждений определяется нормами Роспотребнадзора, Пожарного надзора, УМВД России, ФГКУ "УВО ВНГ России”

Рабочие программы и методические материалы

Рабочие программы и диагностические материалы не согласованы в администрации. Если программы “застряли” в администрации, нужно подойти к заместителю методического объединения или заместителю директора по методической работе и напомнить о себе. Главный аргумент — на первой же проверке достанется всем, учитель не может работать по программе, если она не подписана в администрации. Если же программа не согласована из-за ошибок, нужно их исправлять. Но сначала нужно понять ошибки — четко и не спеша обговорить их с методистом, а потом уже браться за работу. 

Если программы или тесты вообще не готовы, то странно, что это не обнаружили при внутренних проверках. Нужно стараться сделать их быстрей. В крайнем случае, берите старые версии, но ставьте жесткий срок, чтобы обновить их. Попросите администрацию поставить себя на контроль, так будет проще успеть. 

Нет раздаточных материалов для первых занятий. Если они просто не распечатаны, займите очередь к принтеру. Если не готовы, постарайтесь найти старые версии или сделайте очень простые варианты раздатки. Еще один вариант — искать на первое время наглядные материалы в интернете.

Нормативные документы

Нормативные документы не согласованы с администрацией. Нужно действовать как с программами — добиваться аудиенции в администрации и приводить “железные” аргументы. Без нормативных документов — инструкций по технике безопасности, паспорта кабинета, классных журналов — работать нельзя и администрация обязана помочь с этим педагогу. 

Нормативные документы не соответствуют требованиям. Если вы заметили нестыковки, консультируйтесь со школьным юристом. Не успокаивайтесь, если он просто говорит, что это пустяки и нужно все оставить. Пусть приводит аргументы — если проверки обнаружат, что документы составлены неверно, “накажут” и педагога и администрацию. 

Общение с учениками и их родителями

Ученики не готовы к учебному году. Если ученики не собираются идти в школу, нужно понять причины. Если они уважительные — болезнь, семейные обстоятельства — то достаточно взять объяснительную с родителей, а уже потом попросить доказательства (больничный лист). Если причин нет, нужно выходить в семью и разговаривать с учеником и родителями. Можно подключать социального педагога и психолога, но нельзя давить на учеников и родителей. Нужно разобраться в проблеме и предлагать помощь — возможно ученик боится травли в школе или думает, что не освоит программу в следующем классе. 

Если в классе есть ученики с академическими задолженностями, им должны предоставить время для пересдачи. Как правило, это несколько последних недель августа или первых недель сентября. Нужно оповестить учеников и помочь им собраться с силами для пересдачи. 

Родители не хотят идти на родительское собрание. Самое главное — выяснить причины. Скорее всего родители просто отвыкли от собраний или устали от хлопот, связанных с учебным годом. Возможно, придется придумать новый формат — решить все проблемы в чате в мессенджере, а очно просто пообщаться, поделиться впечатлениями и попить чай. 

Психологическое состояние

Педагог боится учебного года. Причин может быть несколько — например, педагог “выгорел” и не осмыслил ошибки и удачи предыдущего учебного года. С выгоранием справиться сложней — скорее всего обычный отдых не поможет, нужно обращаться к специалисту, например, психологу или психотерапевту. Если педагогу не хватило рефлексии, нужно создать документ и зафиксировать плюсы и минусы прошедшего года. Тогда можно обнаружить причину страха, например, буйных учеников, и придумать ей решения. Также процедуру можно провести с психологом. 

Педагог не отдохнул. Выход один — срочно отдыхать. Если времени мало, но есть свободные дни отпускные дни, можно попробовать договориться с администрацией и выйти на работу на неделю позже. Если в запасе остались хотя бы одни выходные до 1 сентября, нужно провести их с пользой для “души” — уехать на природу, устроить генеральную уборку дома, уединиться с книгой. 

Общение с администрацией

Не согласованы планы работы, график дежурств и отпусков. Нужно идти в администрацию и так же, как в других подобных случаях, приводить аргументы. Без согласованных графиков и планов трудно планировать рабочее время — это ведет к стрессам и потере работоспособности. 

Не известны даты проверок. Администрация может и не обладать такой информацией, но спросить стоит. Также можно спросить коллег из других школ. Если никто не делится информацией, нужно готовиться к проверкам по максимуму — согласовывать планы и нормативные документы, обновлять программы и методические материалы, приводить в порядок документы, связанные с учениками.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курсы повышения квалификации для учителей, воспитателей, логопедов и тьюторов. Удостоверение через месяц!
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
21.02.2024
574
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
21.02.2024
467
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
21.02.2024
550