Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения учащихся в разнообразные виды и формы деятельности с целью формирования у школьников способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в различных группах и командах, осуществлять анализ собственной деятельности.
При этом от педагога требуется высокий уровень профессиональной и общей культуры, умение использовать максимум ресурсов для решения педагогических задач. От инициативности педагога, его желания и умения думать, заниматься проектной, исследовательской деятельностью, ходить в походы, заниматься творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций.
Именно поэтому на сегодняшний день огромное внимание уделяется активным формам организации образовательной деятельности в школе и наиболее эффективными являются походы, экспедиции, экскурсии.
Туризм вместо учебников
Обратимся к определениям. Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами и ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки.
По своей сути образовательный туризм представляет собой форму организации учебного процесса и учебной деятельности, осуществляемую за пределами образовательного учреждения. Как особо эффективная форма обучения туристские походы могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и др.
Туристский поход (маршрут) – прохождение группой обучающихся активными способами передвижения определенного участка местности с образовательными, воспитательными, познавательными, исследовательскими, рекреационными, спортивными и иными целями.
Поход – как форма организации деятельности школьников имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал. В условиях природной среды каждый школьник имеет возможность на практике применить полученные за партой знания, освоить навыки командной работы, получить свою общественно-значимую роль, выстроить эффективную коммуникацию для достижения общего результата.
В походе педагог выступает в качестве участника команды и большей степени сопровождает, а не возглавляет процесс, выступая в тьюторской позиции. Обучение в походе идет ненавязчиво и неназидательно, а через конкретные жизненные задачи. Во время походов учащиеся приобретают много различных полезных предметных и трудовых навыков активной самостоятельной работы.
Все это позволяет использовать школьный туризм как образовательную среду для решения проблем предметного преподавания. Конечно, нельзя претендовать на полноту отражения всех аспектов изучения материала школьных программ в условиях природной среды, но практически любой туристский маршрут можно использовать для изучения географии, истории, биологии, экологии, математики, физики, химии, рисования, литературы, основ безопасности жизнедеятельности, физического воспитания и других школьных дисциплин.
Педагог имеет возможность знакомить учеников с природой, историей, промышленностью, культурой родного края. Школьные походы развивают любовь к путешествиям, приучают к наблюдениям, расширяют общий кругозор.
Школа выживания: что дают детям походы
Любой поход – это нестандартная ситуация, в которой ребенок раскрывается перед коллективом и в какой-то степени знакомится с собой. Походы воспитывают у учащихся силу воли и прививают такие ценные качества характера, как умение принимать решение, личная ответственность за коллективный результат, навыки самообслуживания (постановка палаток, разжигание костра, приготовление пищи на костре), настойчивость в разрешении поставленных задач, находчивость, выносливость.
Походы способствуют сближению всех участников похода и развитию среди них чувства крепкой дружбы и товарищеской взаимопомощи. Для педагога возникает отличная возможность проявить свои личностные качества в непривычной обстановке и завоевать прочный авторитет учеников в ситуации сотрудничества и совместной деятельности.
Образовательный поход – это комплексное мероприятие, которое направлено на решение не только воспитательных, но и предметных и метапредметных задач. У педагога есть свои образовательные цели и задачи, у учеников — возможность научиться чему-то новому и применить на практике знания, полученные на уроках. Чтобы поход удался, необходимо четко определить цель и задачи, тщательно спланировать маршрут и провести подготовку. Очень важно: залог успеха любого похода лежит в его тщательной подготовке, начиная с разработки маршрута и определения цели, задач и заканчивая материально-техническим обеспечением и вопросами обеспечения безопасности.
Следует отметить, при организации похода педагог должен обладать необходимыми навыками и соответствующим туристским опытом для обеспечения безопасности участников похода.
По содержанию поход может быть связан с отдельными предметными областями, например, историческим - «по местам боевой славы», биологическим - «изучение биоразнообразия исследуемой территории», геологическим - «поход на геологический объект или месторождение полезных ископаемых»; а также комплексным, с целью всестороннего изучения выбранной природной территории или населенного пункта.
После окончания похода необходимо провести рефлексию и получить от всех участников обратную связь. Это позволит школьникам присвоить полученный в ходе образовательного похода опыт и оценить результаты своей деятельности, а педагогу проанализировать эффективность мероприятий в рамках похода и выполнение поставленных педагогических задач.