/
Учителю

Междисциплинарные проекты: как объединить точные науки и гуманитарные предметы

582
Автор статьи
Учитель истории и обществознания МАОУ "Флагман" г. Пермь, высшая квалификационная категория, руководитель Ассоциации школьных музеев

Междисциплинарные проекты с интеграцией истории и информатики

От поисковиков до цифровых гидов

Проекты, сочетающие историю и современные технологии, открывают школьникам захватывающие перспективы исследования родного края, Пермской земли и всей России. Информационные технологии становятся мощным инструментом в руках юных историков, позволяя создавать интерактивные базы данных, разрабатывать программное обеспечение для анализа древних текстов и популяризировать краеведческие знания среди сверстников в привычном для них цифровом формате.

В МАОУ «Флагман» г. Перми, где более полувека бережно хранят память о Пермских формированиях Уральского Добровольческого танкового корпуса, поисковая работа переросла в настоящий музейный комплекс. За годы кропотливого труда собран уникальный материал, ставший основой для исследовательской и воспитательной работы со школьниками.

В тесном сотрудничестве с историческим факультетом ПГГПУ и Пермским государственным архивом социально-политической истории (ГАСПИ) рождаются новые формы взаимодействия. Одной из самых ярких стала организация игр в рамках проекта «Изучаем историю в Архиве». Этот проект – не просто возможность для детей почувствовать себя исследователями, а погружение в современные методы представления исторической информации. Школьники не только изучают прошлое, но и становятся его проводниками в цифровом пространстве.

Документы УДТК в руках цифрового поколения

Суть проекта проста и гениальна: участники дистанционно работают с архивными документами, предоставленными МАОУ «Флагман» и ГАСПИ, занимаются их атрибуцией и интерпретацией, визуализируют и представляют результаты своей работы в интернете. Цель проекта – сформировать у школьников компетенции, необходимые для работы с архивными документами и изучения истории родного края. Задачи включают в себя знакомство с сайтом ГАСПИ, развитие навыков самостоятельной работы с документами, актуализацию изучения вклада пермяков в Победу в Великой Отечественной войне и популяризацию краеведческих исследований. Игры проводились ежегодно с 2019 по 2025 год.

В 2019-2021 годах задания проекта ограничивались анализом сканированных копий документов, размещенных на сайте архива и в облачном хранилище музея школы «Флагман». Участники анализировали документы, отвечая на вопросы о материале, степени сохранности, особенностях оформления и авторстве. Команды легко справлялись с поиском и анализом информации.

В 2022 году в проект была добавлена творческая составляющая. Школьникам предложили создать дизайн-макет стенда для выставки о ветеранах УДТК с использованием компьютерных технологий. В задании были предоставлены архивные и музейные материалы о ветеранах, а также требования к содержанию макета, который должен был включать в себя различные типы информации: тексты, фотографии, рисунки, схемы, коллажи и т. п.

Как подростки делают историю цифровой

В 2023 году, в соответствии с современными тенденциями образования, задание было изменено. Командам-участникам предложили изучить документы, отобрать материалы, относящиеся к истории политрука корпуса Льва Васильевича Шатрова, найти и добавить дополнительные материалы, а затем создать мультимедийный лонгрид или интерактивную презентацию «Герои УДТК: Л. В. Шатров».

В 2024 году, объявленном годом Семьи, проект был посвящен изучению семейных историй бойцов и ветеранов Уральского Добровольческого танкового корпуса. Участникам предстояло найти и отобрать материалы по истории жизни героев, создать текст и, наложив его на видеоряд, снять ролик для публикации в интернете.

В 2025 году, в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, команда проекта предложила изучить события, связанные с участием Уральского Добровольческого танкового корпуса в Пражской операции 1945 года. На основании предложенных материалов участники создавали электронный эскиз стенда для выставки «Наши в Праге», размещенной на сайте Государственного архива социально-политической истории.

Проект «Изучаем историю в Архиве» объединяет не только увлеченных историей ребят, но и тех, кто мечтает о карьере в сфере компьютерных технологий, дизайна и т. п. Это ценный опыт, позволяющий примерить на себя будущую профессию.

Междисциплинарные проекты с интеграцией истории и биологии

История Перми в срезе ствола

История и биология, тоже, казалось бы, далекие друг от друга дисциплины, могут создать удивительно плодотворный симбиоз, особенно при изучении исторических объектов, таких как усадьбы известных людей города и историю развития самих городов. Возраст деревьев, подобно страницам книги, хранит информацию о прошлом, позволяя с высокой точностью определить время строительства усадьбы и проследить этапы ее развития.

Биологические методы определения возраста деревьев, основанные на анализе годичных колец деревьев, измерении объема стволов деревьев, предоставляет уникальную возможность установить время посадки деревьев в парке усадьбы. Сопоставив эти данные с историческими документами, архитектурными планами и другими свидетельствами, можно получить целостную картину создания и эволюции зданий усадебного комплекса.

Так, например, недалеко от нашей школы расположена усадьба братьев Тупицыных на улице Екатерининской, 210. Тупицыны - дети купца, изобретателя, основателя Пермского фосфорного завода Евграфа Тупицына

В усадьбе в гостях у Тупицыных бывал Великий князь Михаил Александрович во время ссылки в Пермь в 1918 году. Годом позже в здании располагался штаб Штурмового батальона первого Средне-Сибирского корпуса адмирала Колчака. В советское время здесь работала школа-семилетка №4, Пермский областной институт усовершенствования учителей. Сейчас в здании находится общественная приёмная «Единой России».

Около зданий небольшие пространства, засаженные липами, тополями и лиственницами. Мы с учениками измерили длину окружности этих деревьев, сравнили с деревьями в Театральном саду и определили, что они были посажены одновременно со строительством этих зданий.

От тополей до лип: ботаническая летопись Перми

История города также может быть рассказана через историю его зеленых насаждений. Сады, парки, аллеи, скверы – все они являются отражением эпохи, вкусов и предпочтений горожан. Анализ видового состава растений, их возраста и местоположения позволяет воссоздать облик города в разные периоды его существования.

Так, например, мы узнали, что весной 1907 года в Театральном саду Перми была проведена реконструкция. Тогда вырублены тополя и посажены липы, клены, берёзы, ели, пихты, сосны и кустарники. Такие мероприятия были не единичными в истории города: В. Л. Миндовский в середине 50-х годов ХХ века, тоже вел работу по замене тополей на другие виды деревьев.

Таким образом, интеграция истории и биологии открывает новые перспективы в изучении прошлого. Возраст деревьев становится надежным инструментом для датировки строительства усадеб, а история зеленых насаждений – увлекательным рассказом о развитии городов.

Таким образом, объединение двух областей знаний открывает новые горизонты для изучения прошлого и настоящего, позволяет глубже понять различные аспекты истории, стимулирует новые открытия и инновации, а главное – увлекает историей и краеведением новые поколения исследователей.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Когда нет времени на юриста, но есть Эдик
Когда нет времени на юриста, но есть Эдик
11.07.2025
78
Обучение через развлечение: как правильно использовать игры на уроке
Обучение через развлечение: как правильно использовать игры на уроке
30.05.2025
585
Образовательные походы: как объединить учёбу и активный отдых
Образовательные походы: как объединить учёбу и активный отдых
28.05.2025
631