/
Учителю

Как мотивировать ребенка на дистант?

848

Дистанционное обучение с некоторыми перерывами продолжается уже с апреля. Кажется, что учителя и школы справились, но теперь не справляются дети. Разбираемся, почему дети отказываются учиться дистанционно и как им могут помочь учителя и родители.

Почему дети не занимаются на дистанте

Скучно учиться. Во-первых, дети не всегда любят учиться в принципе. Но в классе, когда на тебя смотрит учитель, от этого сложно увильнуть. На дистанте дети оказались один на один со своей скукой, и оказалось, что дома есть масса других развлечений и серьезных дел.

Нет режима. Дома приходится самому себя будить, заставлять идти на уроки и делать домашку. Даже если есть желание, но нет навыков самоорганизации, ученику будет трудно справиться с ленью. Даже взрослым, перешедшим на удаленную работу, тяжело привыкнуть к новому режиму, при том, что за работу платят деньги, а школьные знания могут пригодиться далеко не сразу. 

Нет мотивации учиться. Если ребенку скучно, но он понимает ценность и важность обучения, он справится и сможет себя мотивировать. Если ребенок в принципе не понимает, зачем учиться, а видит себя в жизни и без школьного образования, то его не заставит никто. 

Потеряли контакт с преподавателем. На дистанционном обучении многие дети стали хуже общаться с учителями — от этого им сложнее задавать вопросы, сложнее на них отвечать и воспринимать обратную связь. Это связано, в том числе, с тем, что в классе можно было спокойно подозвать к себе учителя, задать вопросы и решить проблемы. Сейчас это сделать труднее, приходится говорить при всех, поэтому дети стесняются, а проблемы и задолженности растут. 

Что могут сделать учителя

Снизить планку. Есть вероятность, что дистанционное обучение рано или поздно закончится ( хотя это не факт), и относиться к нему можно как к сложному периоду. Пока идет перестройка, стоит требовать от учеников чуть меньше, чем они могут. Если суперзнающий ребенок стал учиться на среднем уровне, это с большой вероятностью пройдет. Можно попытаться помочь ему, но можно просто принять, что дети постепенно выправятся и результаты вернутся. 

Делать занятиями интересными. Конечно, учителя всегда пытаются сделать урок не скучным. На дистанте можно не соблюдать баланс «интересный — полезный» и сделать урок просто запоминающимся. Объясняете анатомию головы — используйте маски в инстаграме, чтобы показать, как в них меняются кости черепа. Используйте ролики из тик-тока, мемы. На дистатне оказалось важнее вовлечь детей, заинтересовать их, оживить, а уже потом объяснять материал. 

Делать занятия практико ориентированными. Если дети понимают, как конкретно они могут применить знания и навыки урока на практике, больше вероятности, что они будут внимательно слушать, выполнять задания и ждать обратную связь. Сложнее всего показать полезность математики, но и это реально — математика нужна в инженерном деле, а инженерные навыки применимы почти в любой бытовой ситуации. 

Сделать отдельный канал связи для вопросов. Это поможет всем ученикам заниматься на их уровне: «слабые» будут спрашивать о том, что им непонятно, «сильные» — задавать вопросы на опережение. Это не помешает общему ходу урока, а читать вопросы можно, например, пока ученики выполняют самостоятельную работу. 

Давать обратную связь. Важно не только получать вопросы, но и отвечать на них. Во-первых, так дети понимают собственную значимость. Во-вторых, обратная связь помогает ученикам оценивать себя, понимать, получается у них или нет. Если кажется, что времени на отклики нет, проведите опрос и давайте обратную связь, в первую очередь, тем, кто без нее не сможет. 

Больше общаться и выстраивать отношения. В школе дети могут подойти к учителю не в любое время, но часто. По крайней мере, стоять около стола учителя на перемене, рассказывать о себе и задавать вопросы — это особый ритуал. Дайте ученикам эту возможность: не отключайтесь от мессенджера на переменах или выделите час в неделю, создавайте отдельную встречу и общайтесь с теми учениками, кто этого хочет. 

Что могут сделать родители

Помочь с режимом. Если вы работаете дома, то постарайтесь синхронизировать режимы с ребенком, чтобы вставать, есть и ложиться спать в одно и то же время. Это уже поможет ребенку собраться с силами: легче идти в чужом темпе, чем вырабатывать свой. Если вы уходите на работу, попробуйте договориться с ребенком, как сможете ему помочь — звонить или настроить уведомления. Также можно договориться с более организованными одноклассниками: сначала они помогут вашему ребенку, а потом он включится сам.

Как помочь ребенку адаптироваться на дистанте и не уйти с головой в гаджеты?


Помочь с организацией. Иногда ребенку нужна помощь в технических вопросах: не все могут разобраться с мессенджерами, настроить звук, младшеклассники скорее всего плохо умеют печатать. Обсудите с ребенком возможные проблемы и придумайте, как будете их решать. Если они кажутся чересчур критичными, стоит сказать об этом учителю и придумать другой формат взаимодействия. 

Помочь с мотивацией. Если ребенок не хочет учиться, лучше всего поговорить и понять, насколько это временное явление. Если ребенок устал, вообще или от дистанта, придумайте, как он сможет отдохнуть. Это могут быть внезапные каникулы или можно снизить планку и заниматься пару-тройку дней абы как.

Если ребенок полон сил, но заниматься не хочет, нужно тратить время и обсуждать эту проблему серьезно. Возможно, у ребенка плохие отношения с преподавателем или одноклассниками, может быть, ему уже надоело учиться и он хочет работать. В первом случае, придется прорабатывать эту проблему самим или с психологом. Если ребенок хочет работать, можно предложить ему какой-то вариант. 

Просто побыть рядом. Во время ребенку может не хватить обычного общения, особенно на внешкольные темы. Постарайтесь найти время и вместе выбраться на улицу или сходить в интересное, но безопасное место.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
21.02.2024
586
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
21.02.2024
485
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
21.02.2024
575