Учителя часто сталкиваются с проблемами во время урока: ученики не слушают, отвлекаются, устают. Иногда это связано со сложностью предмета, иногда — с тем, что называют дисциплиной. Поведение учеников связано не только с их особенностями, но и со стилем общения учителя. Разбираемся, как учитель может влиять на дисциплину в классе.
Что такое дисциплина?
В законе «Об образовании» четкого определения дисциплины нет. В пункте 6 статьи 28 сказано, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и соблюдать права и свободы обучающихся. При этом ученики и учителя имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, но обязаны уважать честь и достоинство друг друга. Также ученики имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Часто учителя понимают под дисциплиной беспрекословное подчинение их требованиям. Но ученики живые люди и имеют право на свое мнение, на усталость, на антипатии или симпатии к учителю и своим одноклассникам. Учитель должен учитывать это и не имеет право на угрозы, физическое и психологическое насилие. Он может и должен следить за дисциплиной, но не имеет право навешивать ярлыки, оценивать учеников.
Больше о дисциплине в статье К-журнала.
Как педагог может на нее влиять?
Учитель может следить за групповой динамикой и контролировать собственный стиль педагогического общения.
Наблюдать за динамикой — значит не просто следить за классом. Это скорее похоже на ловлю флюидов: вот начали отвлекаться, значит нужно посмотреть за собой. Если началась скучная, но нужная для понимания тема — обратите на это внимание класса. Попросите записать ваши фразы. Но понимайте, что после этого классу все равно захочется «отдохнуть» и дайте им возможность обсудить услышанное и записанное.
Стиль педагогического общения зависит и от педагога, и от учеников. Чаще всего выделяют три стиля — авторитарный, демократический, либеральный. Педагоги с авторитарным стилем больше контролируют ход урока, диктуют требования ученикам. При этом они могут быть внимательными и эмоциональными, но очень контролирующими. Педагоги с демократическим стилем пытаются вступить в диалог с учениками: вместе определяют цели урока, выбирают способы решения задач и формы работы. Педагоги с либеральным или попустительским стилем многое позволяют ученикам. И это не значит, что ученики стоят на головах на уроках, просто у них есть право определять формы работы на уроке и вообще влиять на его ход. Можно сказать, что либеральный стиль хорошо дается педагогам, следящим за групповой динамикой.
Но увидеть у учителя «чистый» стиль очень сложно. Чаще всего педагоги осознанно или неосознанно смешивают стили — на сложных темах они более авторитарны и требуют, чтобы ученики жестко следовали их требованиях, на легких отпускают дисциплину и позволяют школьникам самим определять ход урока.
Также исследователи считают, что в общении учителя важны дистанция, которую он соблюдает по отношению к ученикам. Учитель может занимать разную дистанцию — от фамильярной до отстраненной. Учителю, который общается с учениками очень тесно и близко, будет сложно выдвигать им жесткие требования, если понадобится. Учителю с отстраненной дистанцией будет сложно выстроить доверительные отношения с учениками.
Какой стиль общения выбирать?
Любой стиль может быть эффективным — это зависит от ситуации, от темы урока, от настроения учителя и учеников.
Авторитарный стиль сработает в ситуациях, когда нужно «собрать» учеников, например, на контрольной. Учитель будет четко излагать требования, диктовать порядок действий и ждать от учеников понимания и в каком-то смысле подчинения. Если до этого учитель и ученики договорятся, что такое поведение допустимо, то проблемы не возникнет. Но авторитарность не значит отсутствие уважения к ученикам. Даже строгий учитель не должен быть грубым, навешивать ярлыки, не слушать учеников.
Демократический стиль работает, когда учителю важно творчество учеников. И речь не о художественном творчестве, а о свободном самовыражении класса. Например, учителю нужно вместе с учениками придумать мероприятие или снять короткий фильм по теме урока. Здесь сработает взаимное уважение, умение договариваться, способность учителя услышать каждого ученика. Но учеников придется научить такому общению — завоевать их доверие, приучить их к тому, что их не заставляют замолчать, дают им высказаться.
Либеральный стиль работает с учениками, готовыми брать на себя ответственность. Если учитель видит в классе лидеров, он может уступить им свое место. Если ученики не готовы, то стиль превратится в попустительский — учитель просто разрешит ученикам делать все, что угодно, выбирать любые темы и возможно они не справятся. Стиль хорошо работает на уроках-конференциях, где ученики выступают со своими докладами. Если учитель позволит ученикам выбрать жюри или секретаря конференции, даст им возможность самоорганизоваться, то ученики получат ценный опыт.