Про методы воспитания сломали копья не одно поколение психологов и педагогов. Тоже внесем свою лепту. С нашим экспертом разобрали вопрос, который будет полезен и родителям, и педагогам, и детским психологам.
В целом, есть две основы, на которых может строиться воспитание: это уровень стабильности отношений между взрослым и ребенком и это уровень родительского авторитета. Отсюда выделяем четыре стиля, которые наиболее для нас характерны.
Авторитарный — жесткая дисциплина, послушание, мало контакта
Родительский авторитет есть, но нет стабильности: ведешь себя хорошо, тогда мама тебя любит, а если плохо, то любви нет. Много критики, контроля со стороны взрослого, позиция "я взрослый, я знаю как тебе лучше". При этом нет или мало эмоционального контакта, доверия и безусловной поддержки.
К чему приводит: дети вырастают в прекрасных исполнителей чужих задач, потому что им важно чужое признание. Самооценка — страдает, опоры на себя у таких детей мало, боятся критики.
Либеральный — дружба, много контакта, проседают границы
Есть стабильность, но нет родительского авторитета: ребенку на откуп отдаются все решения, ребенок купается в безусловной любви родителей, но обратного отношения со стороны ребенка нет. Потому что мир крутится вокруг ребенка, но потребности взрослых при этом не учитываются.
К чему приводит: у таких детей часто бывают проблемы с построением адекватных отношений, потому что он уверен, что ему все должны. А в большой жизни, как мы знаем, всё по-другому: бывают и трудности, с которыми человек может справиться только сам.
Индифферентный — выживает сильнейший
Нет ни стабильности, ни авторитета. Вообще ничего нет, поэтому дети растут сами по себе.
К чему приводит: часто добиваются успеха, могут пройтись по головам, но ни счастья, ни радости, ни кайфа этого нет.
Авторитетный — эмоциональный контакт, выстроенные границы
Все чаще встречается, когда в семье между детьми и родителями есть эмоциональный контакт, стабильные отношения (понятно, чего и в каких случаях ожидать), родительский авторитет. Родители договариваются с детьми, дети договариваются с родителями.
К чему приводит: у таких детей адекватная самооценка, они умеют строить адекватные отношения, видеть в них и себя, и другого.
Монтессори детский сад. Кому он подойдет, а кому нет?