Загрузка...

Буллинг: что делать учителю?

Главная/К-журнал/Буллинг: что делать учителю?
Учителю
Буллинг: что делать учителю?
29.03.2019
89

Что такое буллинг?

Буллинг — это травля. Она разворачивается как в реальности, так и в интернете. Жертвой травли как правило становится ученик, не похожий на других в классе и не разделяющий общих ценностей. Или ученик со слабой нервной системой, тот на кого легко надавать, над кем легко посмеяться.

Чем травля отличается от непопулярности?

Травля — это прицельные, целенаправленные действия всего коллектива против одного человека. Это действия, которые нарочито унижают, оскорбляют или причиняют любой другой вред жертве, в том числе физический. Коллектив понимает, что делает и делает это сознательно. В этом и отличие от непопулярности. Непопулярный ученик может вполне комфортно себя чувствовать, если он не нуждается в признании сверстников, а вот жертва травли всегда явно и сильно страдает.

Как учитель может заметить травлю?

Наблюдать. Даже если учитель проводит один-два урока в неделю, он может многое узнать об отношениях в классе. Часто учитель видит что-то «неладное», но проходит мимо. Если учитель видит, как одноклассники прячут чей-то портфель, наклеивают на спину кому-то бумажку, постоянно смотрят какое-то видео в телефонах, — он должен насторожиться. Не нужно подозревать всех и вся и не нужно искать ябед. Достаточно наблюдать, поделиться мнением с классным руководителем и школьным психологом.

Понять, какие социальные роли у кого в классе. Если кажется, что над классом сгущаются тучи, но еще не ясно над кем именно, поймите, кто в коллективе лидер, кто — аутсайдер. Это пригодится даже если травли не начнется. Вы сможете понять, кому понадобится помощь в социализации. Или чьи границы лучше не нарушать. Будет здорово, если вы разберетесь, кто в классе интроверт, а кто экстраверт. Как правило, больше страдают интроверты — они чувствительнее к нарушению границ и их проще ранить.

Особенно наблюдать за «белыми воронами». Да это плохой термин, но он помогает выявить нонконформистов и помочь им в сохранении границы. Не нужно подталкивать таких ребят к социализации — далеко не каждому важно внимание других. Важно понять, чем может быть интересен ребенок — своим увлечением, своим темпераментом, добротой. И помочь ему защититься от угроз других. Сделать это легко — понять интерес и побеседовать о нем.

Чтобы в классе начался буллинг, нужно несколько условий:

  1. Потенциальная «жертва» и один сильный лидер.
  2. Пример какого-либо значимого взрослого. Например, кто-то из учителей сам высмеивает при классе чью-то особенность или ведет себя агрессивно.
  3. Молчание со стороны учителя. Если дети чувствуют свою безнаказанность, они будут продолжать. 

Что делать, если буллинг в активной фазе?

Точно вмешиваться. Если травля перешла в активную фазу — вы точно это заметите. Оскорбления, драки, неуместные шутки — если заметили, то останавливайте и действуйте по обстоятельствам. Если ученик нарушил устав школы, ведите его к директору. Если еще нет, проводите беседу со всеми участниками конфликта. Бездействовать в травле — должностное преступление.

Уходить от деления на жертву и виновных. Если нет четкого правонарушения — обидные шутки могут и не нарушать устав, — то постарайтесь не осуждать только зачинщика. Скорее всего он действует так, потому что его поддерживает весь класс. Постарайтесь понять, каковы отношения в классе и как они привели к травле. Но при этом, не молчите. Покажите, что так нельзя, вы этого не спустите.

Обращаться к психологу. Если хотя бы на толику чувствуете неуверенность в своих силах, зовите педагога-психолога. Он сможет поддержать жертву травли и поможет организовать беседу с участниками. Также он поймет, нужно ли подключать родителей и всех одноклассников.

Устраивать модерацию конфликтов. Дети, даже подростки, в силу возраста и малого жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов. Их главным помощником становится педагог.

Медиация — способность разрешать конфликты без жертв. И этому можно и нужно учиться
Обязательно проконсультируйтесь с психологом. Постарайтесь не превратить ее в суд: вы вмешаетесь в дела группы, к тому же у вас нет на это права. Просто дайте высказаться всем участникам конфликта. Старайтесь не навязывать свое мнение. Вы — модератор, то есть отсекаете все лишнее и пытаетесь донести мнение от одного участника конфликта другому.

Например, если Вася говорит Пете «Ты трус, поэтому и получил», задавайте Васе наводящие вопросы. Пусть он объяснит, почему считает Петю трусом, почему это важно для Васи. Тогда Вася в итоге скажет Пете: «Петя, я думал, что ты поддержишь меня и мы вместе прыгнем с парашютом. Ты же хотел. Жаль, что у тебя не получилось». А Петя сможет рассказать, что его остановило и испугало.

Разговаривать с родителями. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, значит, должны быть в курсе. Старайтесь доносить информацию аккуратно, но настойчиво. Если родители пройдут мимо, это нанесет ущерб их ребенку. Если же со всей горячностью бросятся мстить обидчику, также ни к чему хорошему не приведет.

Что делать, если буллинг прошел, но «жертве» плохо?

Обращаться к психологу. Если вы заметили, что ученик чувствует себя подавленно, поговорите с ним. Если он расскажет, что подвергался травле несколько дней-недель-месяцев назад, то подключайте психолога. В первую очередь, нужно не искать виновных, а работать с пострадавшим.

Запускать службу примирения. Если ребенку нужно, чтобы перед ним извинились, придется собирать участников конфликта и проводить модерацию. Психолог может провести ее сам, а может обратиться к школьной или городской службе примирения. Их силы понадобятся, если конфликт очень глубок и никто не хочет брать на себя ответственности. Служба примирения собирает детей, родителей, подключает ученический совет и пытается помирить участников конфликта, чтобы наладить их отношения.

Выстраивать доверие. После работы с психологом все только начинается. Классу придется по-новому взглянуть на свои отношения. Возможно, что теперь ученики будут меньше общаться с зачинщиком травли. Это тоже неправильно, нельзя допустить, чтобы теперь травили его. Восстанавливать отношения можно по-разному: пойти в поход, проходить тренинги на доверие, больше разговаривать.

Как самому не поддерживать буллинг?

Быть искренним с детьми. Учитель почти всегда становится примером для учеников. Рассказывайте о своих чувствах, не кричите на детей, если недовольны, то просто расскажите чем и почему. Будьте аккуратны в общении и возможно дети будут использовать вашу модель.

Не заводить любимчиков. Старайтесь одинаково относиться ко всем. У каждого ученика есть свой интерес и учитель должен услышать каждого. Нельзя поощрять Колю, который собирает марки, и унижать Машу, рисующую комиксы. Даже если ребенок получает «двойки» и «тройки», он заслуживает любви и внимания.

Не навешивать ярлыки. Постарайтесь не использовать оценочные слова «плохой», «хороший», «дурак», «растяпа» и другие. Если высказываете мнение, оценивайте поступок. Если Коля не сделал домашнее задание, то нужно объяснить Коле и классу, почему это плохо, а не оскорблять самого Колю.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курс
Переподготовка за 4 месяца + скидка 10%
Подробнее
Подписка на новости
Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу
Спасибо за подписку!
На Ваш e-mail выслано письмо для подтверждаения подписки.

Читайте также

Три способа учителю зарабатывать больше: без увеличения нагрузки
Три способа учителю зарабатывать больше: без увеличения нагрузки
24.05.2019
455
Три особенности новых детей и что с ними делать учителю (и не только)?
Три особенности новых детей и что с ними делать учителю (и не только)?
21.05.2019
194
СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога
СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога
13.05.2019
362
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку