Загрузка...

Как понять, что у учеников психологические проблемы?

Главная/К-журнал/Как понять, что у учеников психологические проблемы?
Учителю
Как понять, что у учеников психологические проблемы?
29.03.2019
30

Учителя-предметника никто не учит психологической диагностике. И если начинающееся ОРВИ можно заметить по кашлю и насморку, то психологические проблемы не всегда легко отследить. Разбираемся, как на ранних стадиях заметить проблемы учеников и помочь с ними справиться.

Какие проблемы могут быть у учеников?

В семье. Чаще всего ребенка травмируют не материальные проблемы, а отношения с родителями, точнее нарушение его границ. Если родители давят на ребенка, заставляют его соответствовать требованиям, то он либо испытывает постоянные гнев или вину и стыд. Эти чувства приводят к болезням, сниженному тонусу, невнимательности в школе. Материальные проблемы тоже могут влиять на ребенка. Если в однокомнатной квартире живут пять человек, то ребенку негде делать уроки и отдыхать. Он находится в постоянном стрессе и может испытывать то же самое, что и ребенок с плохими отношениями в семье.

Со сверстниками. Ребенка могут унижать и оскорблять — как в школе, так и во дворе. Если в школе это можно отследить, то влияние улицы заметить сложней. Также сверстники могут «подсадить» ребенка на психоактивные вещества. Тогда он будет меньше уделять внимания учебе и общению, а больше — тому, как добыть деньги на «вещества».

С другими взрослыми. На ребенка могут давить не только родители, но и учителя, другие родственники, репетиторы. Также он может подвергаться насилию со стороны незнакомых взрослых. Если в семье установлено доверие и уважение друг к другу, ребенок расскажет о проблемах родителям. Если нет, то будет молчать и надеяться, что кто-нибудь заметит.

Как заметить эти проблемы?

Ухудшается внимательность. Если ребенок постоянно думает, как решить свои личные проблемы, он теряет контроль на уроках. Если он постоянно «витает в облаках», это не значит, что он точно в опасности. Но это повод заговорить с ним, узнать о его делах, интересах. Не в первый раз, но постепенно ученик откроется расскажет о проблемах, если они есть.

Ухудшается здоровье. Ребенок может и не болеть каждую неделю. У него может просто ухудшаться аппетит, он может постоянно засыпать на уроках. Обращайте внимание на синяки, цвет лица, цвет глазных склер. Если есть подозрения, поговорите с учеником напрямую, а также обратите на это внимание фельдшера и педагога-психолога.

Прогуливает уроки. Если ученик перестал ходить на занятия, нужно беспокоиться. Если родители в курсе, разговаривайте с ними и уточняйте причину. Если родители не в курсе, подключайте социального педагога и ищите ребенка. Возможно, у него психологические проблемы, а, может, он попал в плохую компанию.

Меньше общается со сверстниками. Если ребенок раньше болтал на перемене со всеми подряд, а теперь молчит — это повод беспокоиться. Возможно, он переживает горе потери близкого, возможно у него депрессия. Конечно, до 18 лет психиатры не ставят диагнозов — психика детей еще нестабильна. Но присмотреться и завести разговор стоит.

Напрямую просит помощи. Если ребенок подходит к вам и просит о разговоре, не отказывайте не в коем случае. Даже если очень заняты, найдите пять минут. Хотя бы узнайте причину, по которой он к вам обратился. Покажите, что он может вам доверять, что у вас есть искренний интерес. Не отсылайте его к психологу, он может не дойти. Лучше поговорите и уже после разговора предложите помощь других специалистов, но отправляйтесь к ним вместе с ребенком.

Что делать педагогу кроме бесед с ребенком?

Общаться с родителями. Даже если вы не классный руководитель, постарайтесь найти контакт с родителями «проблемных» учеников. Будьте вежливы и аккуратны: родитель тоже может переживать не лучшие времена или испытывать чувство вины за то, что происходит с ребенком. Предлагайте помощь, если можете. Но не берите на себя лишнего — лучше сделайте то малое, на что способны. Например, вы можете провожать ученика до дома, если он жалуется на угрозы сверстников из двора.

Проводить классные мероприятия. Это могут быть тренинги, классные часы, лекции с приглашенными специалистами. Вы можете увидеть проблему у одного ученика, но провести мероприятие для всех: возможно у других ребят есть похожие проблемы, но они не так сильно из-за них переживают.

Обращаться к специалистам. Не бойтесь психолога и социального педагога. Они могут помочь не только ребенку, но и вам. Дадут литературу, расскажут, как вести себя с учениками в нестандартных ситуациях и просто окажут поддержку.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курс
Переподготовка за 4 месяца + скидка 10%
Подробнее
Подписка на новости
Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу
Спасибо за подписку!
На Ваш e-mail выслано письмо для подтверждаения подписки.

Читайте также

Чем поможет сингапурский метод обучения и как он соответствует требованиям ФГОС
Чем поможет сингапурский метод обучения и как он соответствует требованиям ФГОС
07.06.2019
135
Чему учиться педагогу летом (если педагог решил остаться в профессии)
Чему учиться педагогу летом (если педагог решил остаться в профессии)
31.05.2019
342
Какие права есть у педагога на отпуск
Какие права есть у педагога на отпуск
29.05.2019
4022
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки*
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку