/
Учителю

Буллинг в школе. Что делать классному руководителю

311
Автор статьи
Практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент Московского института психоанализа.

В 1993 году норвежский психолог Д. Ольвеус опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Таким образом, становится понятным, что буллинг – это не просто конфликт интересов. Буллинг - это особый вид агрессии.
При этом в группе при буллинге у каждого есть роль: агрессор, жертва, поддерживающие агрессора, заступники жертвы и пассивные наблюдатели. Вопрос снижения травли в школьном коллективе актуален не только потому, что ребенок - жертва страдает, дело в том, что страдает весь коллектив. Каждый ученик такой группы испытывает тяжелые эмоции. И главная эмоция – это страх.

Каковы причины буллинга?

1.  Травля всегда направлена на ученика, который не такой как все: это может быть внешность, поведение, мотивация в учебе. Агрессоры проверяют жертву на его безопасность. Отсюда следует вторая важная причина буллинга – страх агрессора.

2. Агрессор внутри испытывает сильнейшую тревожность, которая не связана с жертвой изначально. Ребенок – агрессор внутренне очень неуверен в своей значимости, поэтому пытается доказать самому себе и окружающим, что он «крутой» за счет насмешек и травли другого. 

3. Ребенок- жертва также часто внутренне очень тревожный и неуверенный в себе, что и позволяет выделять его из группы детей агрессору. 

4. Еще одна причина возникновения травли – напряженная атмосфера в коллективе. Чем выше напряжение в коллективе, чем азартнее травят.

5. Буллинг не зависит от возраста. Он может появиться на любой ступени школьного обучения. От возраста зависит форма травли. Чем старше ребёнок, тем более тайный будет буллинг. И он уходит от физической агрессии в сторону издевательств и психологического насилия. Потому что старшие ученики не хотят самим  попасть под критику учителей и родителей.

Что может сделать учитель?


 1. Важно понять, что если уже есть факт травли – учитель один ничего изменить не может. Также учителю важно относиться к себе и своим возможностям адекватно, не ставить  перед собой нереальные задачи и не винить себя, если в вашем классе произошел инцидент. Буллинг - это системная проблема, проблема, которая затрагивает и школу, и семью.

2. Решать проблему травли, если она уже возникла можно только со взрослыми. Нельзя оставлять учеников один на один с этой проблемой. У них нет ни правовых, ни психологических сил это сделать.

3. Разрешение факта травли должно вестись в правовом поле с приглашением всех сторон: психологов, социального педагога, администрации, родителей учеников. 

4. На первом этапе нужно собрать информацию отдельно у каждой стороны и участника буллинга. Принять общее педагогическое решение в коллективе школы и действовать по согласованному плану. 

Так что же учитель бессилен?

Не совсем!

Классный руководитель может создать меры профилактики буллинга.

1. Самое важное - доверительные отношения с каждым ребёнком. Доверительные отношения нарабатываются в течении времени, их нельзя создать за один раз, тем более нельзя заставить ребёнка доверять тебе. 

Следует помнить, что если ребёнок мне не доверяет, значит он меня боится. Для создания безопасности в классном коллективе реакции учителя должны быть для ребёнка максимально безопасными. Не должно быть критики, насмешек, едких замечаний.  Критика постепенно накапливается и ребёнок перестаёт доверять учителю. При чем ребёнок может просто наблюдать, как учитель ругает другого ученика и тем самым он не будет доверять такому учителю и, соответственно, будет бояться сказать правду, если его травят или он видел травлю другого. 

2. Создавать благоприятный климат внутри класса. Тут на помощь классному руководителю приходит любая внеурочная деятельность. Это и совместные выезды на природу, экскурсии, внеклассные культурные мероприятия.

3. Развивать у школьников эмпатию - понимание причин поступков других людей. Тут важно самому учителю понять, что лежит за любой агрессией. Это всегда чувство собственной несостоятельности того, кто проявляет агрессию, его страхи, неуверенность в себе и желание самоутвердится, поднять свою самооценку. Например, можно провести просмотр фильма, мультфильма, видеофрагмента с последующим обсуждение мотивов агрессивного поведения. Это не должна быть назидательная лекции, а диалог для пробуждения эмпатии у учеников. При этом лучше использовать не такой прямолинейный фильм, где показывается  явная травля. А использовать фрагменты, где показывается, что человек в ответ на критику, насмешки сам озлобляется. Можно рассказать какой-то случай из своей жизни или жизни «условного ученика» каково  это, когда травят и что агрессор сам страдает. Проводить такие мероприятия следует регулярно, не реже одного раза в месяц.

4. Обучить школьников бесконфликтному взаимодействию. Эту работу важно проводить с психологом. Тут может помочь обучение техникам «Психологического айкидо» Михаила Литвака. Такое общение важно для ребят, которые часто становятся жертвами насмешек, потому что остановить агрессора может только спокойное, доброжелательное отношение. Лучшее противостояние буллингу - согласиться с тем, что говорят о тебе. Подробно о таком типе взаимодействия рассказывается в работе М.Литвака.


В заключении следует сказать, что на буллинг взрослым нельзя не обращать внимания, нельзя и ребенку-жертве говорить, чтобы он «не обращал внимание» на травлю. Потому что ребёнок не в силах не обращать внимания на это. Более того те, кто постоянно задевают ребёнка, чем больше он игнорирует эти выпады, тем более распаляется агрессор, он просто не может остановиться сам. Также если агрессор видит слёзы  у жертвы, то он ещё больше входит в азарт и ярость. Потому что он видит, что тем самым он как бы сжег мосты, что он действительно злой и агрессивный человек. 

Таким образом, рекомендация «не обращать внимания» ребёнку-жертве -  это моя учительская некомпетентность, невозможность защитить этого ребёнка, моя беспомощность. 

Противоположный ответ «не дай отпор» - это тоже не хороший вариант, так как провоцирует еще большую агрессию в коллективе, более того возможен вариант, что ребенок получит очень сильную физическую агрессию. И дети увидят, что агрессия – это стратегия успеха, и они потом с удовольствием будут использовать инструмент агрессии в другой жизненной ситуации. 

Гораздо эффективнее профилактика, чем лечение. Нужно ученикам открыть глаза на то, почему бывает травля,  что за этим стоит у агрессора и как можно на это ответить.


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
346
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
165
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
219