/
Воспитателю

Конфликт родителей и воспитателя в детском саду. Пошаговая инструкция

1084
Автор статьи
Практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент Московского института психоанализа.

Что такое конфликт?


Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями. Самое важно, что следует из этого определения – в конфликте всегда есть эмоции, чаще всего негативные. Если нет негативных эмоций, то это не конфликт, это может быть спор, дискуссия, обсуждение разных точек зрения, но не конфликт. Поэтому воспитателю важно отличать – с чем пришел родитель – с желанием разобраться с ситуацией или же с желанием поконфликтовать и сбросить свои негативные эмоции на воспитателя.

Почему появляются конфликты родителей и воспитателей?


Основные объективные причины.

  • Ребенок получил травму или царапину

  • Ребенка обижают дети в детском саду 

  • Ребенок рассказывает родителям то, чего не было

  • Воспитатель не умеет правильно давать обратную связь

Основные субъективные причины.

Алгоритм взаимодействия родителей и воспитателей


Шаг 1. Определить цель разговора. Ответить себе на вопрос: что я хочу получить в результате этого разговора?

Шаг 2. Установить контакт с собеседником. Важно начинать любое общение доброжелательно и деликатно, расположить собеседника к себе.

Шаг 3. Воспитатель выясняет особенности ситуации. Следует выяснить все обстоятельства, о которых говорит родитель. Воспитателю на этом этапе важно отделить объективные обстоятельства от субъективных. Можно также расспросить об особенностях поведения ребенка в домашних условиях

Шаг 4. Важно найти что-то общие с родителем, согласиться с каким-то его доводом.  Воспитателю важно терпеливо выслушивать родителей, даже если он считает его мнение ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы решения ситуации, призывая остановиться на едином мнении.

Шаг 5. Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних шагах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Шаг 6. Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания. В том числе  проговариваются или записываются те действия, которые должен совершить родитель по отношению к своему ребенку.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)


1. Конфликтные ситуации в ДОУ.
Примерами конфликтных ситуаций может служить история неправомерных требований родителя. Допустим, мама считает, что внимания к ее ребенку недостаточно. Такие истории бывают достаточно часто. Воспитателю следует понять, что это нормальное желание любой матери, чтобы к ее ребенку было особое трепетное отношение. Спорить в данном случае с таким родителем бесполезно. Лучше признать, что важно оказывать максимальное внимание ребенка и уверить такую маму, что ее ребенок всегда в поле внимания воспитателя. И затем при встрече рассказывать об успехах этого ребенка.

2. Конфликт в детском саду между родителями.
Нередко случаются и конфликты между родителями. В таких случаях воспитателю лучше привлечь администрацию, так как самостоятельные попытки могут не увенчаться успехом, а родители могут переключиться с собственного конфликта на конфликт с воспитателем.

3. Как воспитателю поставить на место родителей.
Если родители обращаются с воспитателем в недопустимом тоне – кричат или оскорбляют – такое общение следует сразу прекратить и попросить родителя вернуться в рамки делового общения и такта. Ели такие призывы не помогают – решать конфликт через посредника – психолога или администрацию ДОУ. Важно воспитателю не допускать до уровня «агрессивных разборок» и держаться в нормах делового общения.

4.  Скандальные родители в детском саду.
Следует помнить, что родители, которые скандалят – скандалят везде и со всеми. Воспитателю не нужно принимать любые обидные слова на свой счет. Когда человек кричит и злится – это говорит только о том, что он не в порядке, ему плохо, и он не может самостоятельно справиться с ситуацией. Можно просто выслушать такого родителя, посочувствовать ему и оказать посильную помощь. Если воспитатель сам находится в нормальном психологическом состоянии, то понять и принять такого агрессивного родителя гораздо проще. Поэтому воспитатель должен заботиться о своем душевном состоянии, развивать сочувственное и доброжелательное отношение к окружающим.

5. Претензии родителей к воспитателям.
Как уже было сказано выше, претензии к воспитателю могут быть объективными и субъективными. Если претензии обоснованы. Например, ребенок упал во время  прогулки и у него ушиб, то следует терпеливо выслушать родителя, посочувствовать и заверить, что это случайность, а не закономерность и обозначить меры, которые примет воспитатель для предотвращения подобных историй. Если же претензии необоснованны и не входят в должностные обязанности воспитателя, то нужно корректно об этом напомнить родителю.

Резюме


Таким образом, воспитателю следует всегда помнить – конфликты  могут возникать по объективным причинам и тогда их нужно решать самостоятельно или с подключением администрации. Такие конфликты обычно разрешаются спокойно. 

Но чаще всего конфликты начинаются по субъективным причинам, когда родители излишне эмоциональны. Тут следует помнить, что воспитатель не несет ответственности за эмоции другого человека и не вступать в эмоциональное обсуждение. Следует перевести обсуждение в конструктивное поле и обсуждать только объективные данные, а не эмоции родителя.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
04.04.2024
770
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
345
Действия воспитателей в случае жестокого обращения с ребёнком
Действия воспитателей в случае жестокого обращения с ребёнком
04.04.2024
138