/
Учителю

Буллинг в школе. Что делать учителю, который стал свидетелем процесса

349
Автор статьи
Методист, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи» г. Перми. Психолог высшей квалификационной категории.

Что такое буллинг


Буллингом называют проявление агрессии со стороны группы по отношению к одному ребенку на протяжении длительного времени. Иными словами, это постоянные унижения, издевательства, травля. 

В школьной среде можно наблюдать разные варианты буллинга:

  1. физический: причинение физического вреда ребенку через удары, пинки, толчки, побои, удерживание силой и другие способы. Этот вид травли наиболее заметен окружающими. Обычно на него взрослые реагируют быстрее всего.

  2. эмоциональный (психологический): когда ребенка запугивают,  высмеивают, словесно оскорбляют, придумывают унизительные прозвища, распространяют о нем заведомо ложную информацию, несправедливо обвиняют.

  3. социальный, когда ребенка изолируют от группы через игнорирование и байкот.

  4. экономический: шантаж, вымогательство, порча или присваивание личных вещей.

  5. кибербуллинг: давление, угрозы, оскорбления, унижения осуществляются в мессенджерах и социальных сетях. Эта разновидность буллинга сейчас очень распространена, но наименее заметна окружающим.

Как буллинг себя проявляет


Школьный буллинг – разновидность насилия, а значит, он имеет серьезные длительные последствия для всех участников этого процесса: и для «жертвы», и для инициаторов травли, и для наблюдателей. Он серьезно нарушает базовое чувство безопасности и самооценку, а значит блокирует способность детей смело проявляться, реализовывать свой потенциал, строить близкие доверительные отношения

Возможные последствия буллинга для детей, которые с ним столкнулись:

  • склонность к депрессивным состояниям;

  • аутоагрессию и суицидальный риск;

  • низкую мотивацию во всех сферах жизни;

  • неуверенность в себе, низкую самооценку;

  • сложности адаптации;

  • посттравматическое стрессовое расстройство;

  • нарушение аппетита, расстройства пищевого поведения;

  • различные виды зависимостей;

  • невротические проявления (тики, энурез, навязчивые движения)

  • соматические и психические расстройства.

По каким признакам можно распознать наличие буллинга в детском коллективе?


Чем дети младше, тем очевиднее их агрессивное поведение. Например, такое как обзывательства, толчки, удары, оскорбления в адрес неугодного ребенка. И такое поведение необходимо пресекать на корню, ни в коем случае не допуская его повторения и закрепления. 

Когда дети становятся старше, они умело скрывают свои нападки по отношению к жертве буллинга, издевательства становятся более изощренными, завуалированными, скрытыми, в современной школе они часто перемещаются в интернет пространство, которое со стороны взрослым не видно. В таком случае наиболее заметным признаком становятся значительные изменения в поведении ребенка, подвергающегося травле. К примеру, такие как:

  • резкое снижение успеваемости и учебной мотивации;

  • зажатость, замкнутость, изолированность, плаксивость, подавленное настроение, беспокойство, страх;

  • нежелание ходить в школу, участвовать в мероприятиях класса, нежелание говорить о школьных делах;

  • невротические проявления (тики, навязчивые движения, грызение ногтей, накручивание волос);

  • нарушение аппетита;

  • нарушения сна: бессонница, кошмары;

  • частые соматические заболевания (простуды, тошнота, головные боли, нарушения со стороны ЖКТ);

  • синяки, царапины, следы ударов, жалобы на беспричинную боль.

Как показывает практика, дети часто никому не рассказывают о буллинге. А бывает и так, что они обращались к родителям или педагогам, но взрослыми эта информация не была своевременно воспринята всерьез. Так ребенок оказывается один на один со своей серьезной безвыходной бедой. Буллинг может продолжаться годами, постепенно нарастая, а потому порой восприниматься всеми участниками образовательного процесса как разновидность нормы.

Как быть, если вы подозреваете о ситуации буллинга?


Во-первых, можно расспросить детей или конкретного ребенка напрямую. Если у вас хорошие отношения, вполне возможно, что дети расскажут о ситуации во всех подробностях.

Во-вторых, хорошим способом выявления буллинга могут служить анонимные опросы среди учащихся. Даже в очень хороших школах периодически возникают такие ситуации и они требуют внимания взрослых, своевременного и комплексного решения.


Для профилактики буллинга эффективна планомерная и системная работа, которая заключается в следующих аспектах:

  • создание доброжелательной и безопасной атмосферы;

  • выстраивание доверительных отношений с детьми, проявление интереса к их делам и увлечениям;

  • проведение занятий, направленных на развитие ценностных ориентаций детей, умения сотрудничать, дружить и договариваться;

  • психологические тренинги, направленные на профилактику виктимного поведения, развитие толерантности и сплоченности;

  • психологическое сопровождение периодов адаптации, как новыми учениками, так их вновь образованных классных коллективов;

  • открытое обсуждение конфликтов и проблемных ситуации, что позволит сформировать у детей умение решать возникающие трудности, вместо того, чтобы их замалчивать и накапливать. Также это даст возможность своевременно снимать напряжение, возникающее в детском коллективе.

  • установление четких и однозначных правил поведения и общения в классе и в школе, включающие в себя уважение к личности и к особенностям каждого.

Что делать, если вы стали свидетелем буллинга? Советы эксперта


  1. Прекратить ситуацию травли. Отношение взрослых в школьной среде должно быть однозначными и твердым: никакого насилия. Любой педагог школы должен категорично пресекать побои, унижения, оскорбления, обзывательства как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Только при такой четкой позиции педагогов и администрации школы можно искоренить и предотвратить буллинг.

  2. Позаботиться от ребенке, подвергающемся травле: успокоить, не оставлять его наедине с обидчиками. Дать понять, что вы на его стороне, что эту ситуацию так не оставите и обязательно примите меры. Важно обеспечить ребенку эмоциональную поддержку на протяжении всего решения ситуации.

  3. Прояснить и проанализировать ситуацию. Расспросить самого ребенка, свидетелей, одноклассников. 

  4. Важно подключить к решению проблемы классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, школьного психолога, социального педагога. Буллинг - серьезная проблема, которая не решается одним серьезным разговором, не следует пытаться замять его на уровне класса. Чаще всего он имеет богатую предысторию. И к его преодолению стоит подходить комплексно, со всех сторон. Возможно, и часто очень желательно, подключение администрации школы, медиатора, родительского комитета, школьной комиссии  по урегулированию конфликтов.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
566
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
295
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
342