Что такое буллинг
Буллингом называют проявление агрессии со стороны группы по отношению к одному ребенку на протяжении длительного времени. Иными словами, это постоянные унижения, издевательства, травля.
В школьной среде можно наблюдать разные варианты буллинга:
-
физический: причинение физического вреда ребенку через удары, пинки, толчки, побои, удерживание силой и другие способы. Этот вид травли наиболее заметен окружающими. Обычно на него взрослые реагируют быстрее всего.
-
эмоциональный (психологический): когда ребенка запугивают, высмеивают, словесно оскорбляют, придумывают унизительные прозвища, распространяют о нем заведомо ложную информацию, несправедливо обвиняют.
-
социальный, когда ребенка изолируют от группы через игнорирование и байкот.
-
экономический: шантаж, вымогательство, порча или присваивание личных вещей.
-
кибербуллинг: давление, угрозы, оскорбления, унижения осуществляются в мессенджерах и социальных сетях. Эта разновидность буллинга сейчас очень распространена, но наименее заметна окружающим.
Как буллинг себя проявляет
Школьный буллинг – разновидность насилия, а значит, он имеет серьезные длительные последствия для всех участников этого процесса: и для «жертвы», и для инициаторов травли, и для наблюдателей. Он серьезно нарушает базовое чувство безопасности и самооценку, а значит блокирует способность детей смело проявляться, реализовывать свой потенциал, строить близкие доверительные отношения.
Возможные последствия буллинга для детей, которые с ним столкнулись:
-
склонность к депрессивным состояниям;
-
аутоагрессию и суицидальный риск;
-
низкую мотивацию во всех сферах жизни;
-
неуверенность в себе, низкую самооценку;
-
сложности адаптации;
-
посттравматическое стрессовое расстройство;
-
нарушение аппетита, расстройства пищевого поведения;
-
различные виды зависимостей;
-
невротические проявления (тики, энурез, навязчивые движения)
-
соматические и психические расстройства.
По каким признакам можно распознать наличие буллинга в детском коллективе?
Чем дети младше, тем очевиднее их агрессивное поведение. Например, такое как обзывательства, толчки, удары, оскорбления в адрес неугодного ребенка. И такое поведение необходимо пресекать на корню, ни в коем случае не допуская его повторения и закрепления.
Когда дети становятся старше, они умело скрывают свои нападки по отношению к жертве буллинга, издевательства становятся более изощренными, завуалированными, скрытыми, в современной школе они часто перемещаются в интернет пространство, которое со стороны взрослым не видно. В таком случае наиболее заметным признаком становятся значительные изменения в поведении ребенка, подвергающегося травле. К примеру, такие как:
-
зажатость, замкнутость, изолированность, плаксивость, подавленное настроение, беспокойство, страх;
-
нежелание ходить в школу, участвовать в мероприятиях класса, нежелание говорить о школьных делах;
-
невротические проявления (тики, навязчивые движения, грызение ногтей, накручивание волос);
-
нарушение аппетита;
-
нарушения сна: бессонница, кошмары;
-
частые соматические заболевания (простуды, тошнота, головные боли, нарушения со стороны ЖКТ);
-
синяки, царапины, следы ударов, жалобы на беспричинную боль.
Как показывает практика, дети часто никому не рассказывают о буллинге. А бывает и так, что они обращались к родителям или педагогам, но взрослыми эта информация не была своевременно воспринята всерьез. Так ребенок оказывается один на один со своей серьезной безвыходной бедой. Буллинг может продолжаться годами, постепенно нарастая, а потому порой восприниматься всеми участниками образовательного процесса как разновидность нормы.
Как быть, если вы подозреваете о ситуации буллинга?
Во-первых, можно расспросить детей или конкретного ребенка напрямую. Если у вас хорошие отношения, вполне возможно, что дети расскажут о ситуации во всех подробностях.
Во-вторых, хорошим способом выявления буллинга могут служить анонимные опросы среди учащихся. Даже в очень хороших школах периодически возникают такие ситуации и они требуют внимания взрослых, своевременного и комплексного решения.
Для профилактики буллинга эффективна планомерная и системная работа, которая заключается в следующих аспектах:
-
создание доброжелательной и безопасной атмосферы;
-
выстраивание доверительных отношений с детьми, проявление интереса к их делам и увлечениям;
-
проведение занятий, направленных на развитие ценностных ориентаций детей, умения сотрудничать, дружить и договариваться;
-
психологические тренинги, направленные на профилактику виктимного поведения, развитие толерантности и сплоченности;
-
психологическое сопровождение периодов адаптации, как новыми учениками, так их вновь образованных классных коллективов;
-
открытое обсуждение конфликтов и проблемных ситуации, что позволит сформировать у детей умение решать возникающие трудности, вместо того, чтобы их замалчивать и накапливать. Также это даст возможность своевременно снимать напряжение, возникающее в детском коллективе.
-
установление четких и однозначных правил поведения и общения в классе и в школе, включающие в себя уважение к личности и к особенностям каждого.
Что делать, если вы стали свидетелем буллинга? Советы эксперта
-
Прекратить ситуацию травли. Отношение взрослых в школьной среде должно быть однозначными и твердым: никакого насилия. Любой педагог школы должен категорично пресекать побои, унижения, оскорбления, обзывательства как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Только при такой четкой позиции педагогов и администрации школы можно искоренить и предотвратить буллинг.
-
Позаботиться от ребенке, подвергающемся травле: успокоить, не оставлять его наедине с обидчиками. Дать понять, что вы на его стороне, что эту ситуацию так не оставите и обязательно примите меры. Важно обеспечить ребенку эмоциональную поддержку на протяжении всего решения ситуации.
-
Прояснить и проанализировать ситуацию. Расспросить самого ребенка, свидетелей, одноклассников.
-
Важно подключить к решению проблемы классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, школьного психолога, социального педагога. Буллинг - серьезная проблема, которая не решается одним серьезным разговором, не следует пытаться замять его на уровне класса. Чаще всего он имеет богатую предысторию. И к его преодолению стоит подходить комплексно, со всех сторон. Возможно, и часто очень желательно, подключение администрации школы, медиатора, родительского комитета, школьной комиссии по урегулированию конфликтов.