/
Учителю

Индивидуальный стиль педагогической деятельности

951
Автор статьи
Педагог-психолог, ДПО клиническая психология, методист инклюзивного направления, руководитель инклюзивной сетевой лаборатории в ММА, соавтор методического пособия «Практики инклюзии», опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями 10 лет.

Что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности?


 «Индивидуальным стилем педагогической деятельности называют «систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований — черты, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений педагога».

В современном мире именно индивидуальный стиль педагогической деятельности – является одним из самых значимых в деятельности педагога. Знания сами по себе становятся все более доступными, для того, что бы что-то узнать или чему-то научиться достаточно сказать «о, кей гугл». При этом педагог остается ключевой фигурой в обучении, и его главная роль и функция постепенно трансформируются. В современном мире педагог уже не может быть просто передатчиком знаний, он становится наставником. Обучающемуся уже не так важен объем знаний педагога, сколько то как эти знания передаются. Именно личность педагога, его индивидульный стиль выходят на передний план. 

Как мы с вами видим  из описания, индивидуальный стиль педагогической деятельности включает в себя ряд компонентов.

Основными факторами на формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будут:

  • тип нервной системы ( темперамент);

  • ценностные предпочтения, мировоззрение;

  • психологические особенности личности ( особенности поведения и эмоциональной сферы, типы реакций на различные ситуации);

  • особенности педагогической ситуации (с кем, в каких условиях, и с какими задачами работает педагог).

В чем проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?


  • в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

  • в выборе методов обучения;

  • в подборе средств воспитания,

  • в стиле педагогического общения;

  • в реагировании на действия и поступки учеников;

  • в манере поведения;

  • в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на обучающихся.

Все вместе эти факторы дают нам цельную картину, из которой формируется наше представление об индивидуальном стиле преподавания. 

Манера общения, внешний вид, движения, особенности поведения все это формирует образ педагога, и от восприятия этого образа очень часто зависит насколько успешным будет обучение. Став для детей примером, образцом для подражания не только в знании математики, английского языка или биологии, но и в личностном плане, вы сможете:

  • вызывать доверия у обучающихся;

  • влиять на качество усвоения учебного материала;

  • стимулировать творческую, интеллектуальную, социальную активность учеников;

  • формировать личность учеников, их нравственные качества, правильное отношение к людям, природе, духовным ценностям, предметному миру;

  • передавать ученикам навыки личного и делового общения, культуру внешности, учит их грамотно говорить и т. д.


Часто мы с вами встречаем классическую модель  классификации стилей педагогической деятельности:

Либеральный.
Демократический.
Авторитарный.

Но, во-первых очень редко мы можем встретить какой-то из этих стилей в чистом виде, а во-вторых  современные исследования в области педагогики и психологии раскрывают все больше граней и показывают нам многомерность индивидуально педагогического стиля.  В этой статье мне бы хотелось так же остановится на 12 архетипах Пирсон и рассмотреть, каким образом они могут помогать педагогу формировать свой индивидуальный образ и при этом быть конгруэнтным потребностям обучающихся.

Далее мы рассмотрим краткую характеристику каждого архетипа.

  1. Ребенок. Этот архетип отвечает за детское состояние, за ощущение безопасности и удовлетворения главных физических потребностей: еда, тепло и т.д

  2. Мыслитель. Это мудрость и опыт в чистом виде. Он тот. Кто передает знания.

  3. Искатель. Этот архетип стремится к новому, он первооткрыватель, исследователь, новатор. Тот, кто не боится новизны.

  4. Бунтарь. Это архетип в задачи, которого входит ломать стереотипы, вдохновлять на перемены. Он революционер.

  5. Маг. Это тот, кто трансформирует реальность, меняет мир вокруг себя, показывает неочевидные вещи.

  6. Герой.  Это тот, кто ведет за собой, тот кто будет передавать мастерство. 

  7. Любовник/эстет. Это ценитель красоты и мира. Рядом с ним все преображается, он буквально наполняет мир вокруг себя прекрасным.

  8. Шут. Это яркие эмоции, праздник, фейерверк. 

  9. Славный малый. Тот, кто с тобой на одной волне. С ним легко и просто.

  10. Правитель. Это нормы и правила. Этот архетип так же как и ребенок отвечает за безопасность, но уже на более высоком уровне. Это стабильность. Стрктурность. Целеустремленность.

  11. Творец. Это мышление вне рамок. Креативность, создание нового.

  12. Заботливый. Это альтруист, нацеленный на помощь и поддержку. Он окружает аурой принятия и понимания.

В идеальном варианте в каждом из нас присутствуют все архетипы и находятся в балансе между собой.  На практике же мы понимаем, что каждая личность уникальна, и проявлены те или иные архетипы тоже у всех по разному. Чаще всего у человека есть 2-4 ярко-выраженных архетипа – это те, стратегию поведения которых он проявляет наиболее часто. Есть же архетипы, которые проявлены совсем не ярко или же совсем не принимаются человеком.

Как мы можем применять знания об архетипах в формировании своего индивидуального стиля?

  1. С одной стороны понимание своих ведущих архетипов помогает педагогу лучше понять и проявить свои сильные стороны. Например, архетип искатель – это тот педагог, который легко увлекает новым, он призывает делать самостоятельные открытия,исследовать. Так же это понимание может помочь сформировать свой образ через одежду, стиль общения, манеру преподавания.

  2. С другой стороны опираясь на архетипы и те потребности, которым они соответствуют, педагог может «включать» тот или иной архетип для достижения педагогических целей.

Далее мы с вами коротко  рассмотрим соответствие архетипов и педагогических задач.

  • Ребенок –этот архетип нам нужен, когда мы должны позаботится о базовых потребностях ребенка. Чаще всего его мы проявляем в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

  • Искатель, творец – через них мы ведем детей к новым открытиям, нестандартным решениям. Когда важно включить исследовательский интерес.

  • Заботливый. В случае, когда мы видим, что учащийся нуждается в поддержке, что сейчас нам важно, чтобы ученики доверяли нам.

  • Шут. Это архетип помогает в создании атмосферы праздника. Через него мы можем  использовать креативные форматы обучения, радоваться с детьми, позволить себе и им шутить и улыбаться.

  • Бунтарь. Это архетип часто помогает в работе с подростками, когда нам важно достучаться до них, сломать какие-то шаблоны.

  • Мыслитель. С помощью этого архетипа мы можем увлекать в мир знаний и науки. Он помогает доступно и интересно рассказывать сложный материал.

  • Правитель. Этот архетип мы используем, когда нам важна дисциплина, чтобы навести порядок, установить границы и правила. 

Умение использовать архетипы в различных ситуациях это ценный навык, помогающий педагогу. И все же главное – это соответствие себе. Именно тогда формируется индивидуальный педагогический стиль, позволяющий проявлять себя и вести учеников за собой. Становясь для них больше, чем просто учителем.


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
708
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
367
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
420