/
Инклюзия

Что такое логоритмика и зачем она нужна?

226
Автор статьи
С 2000 года, сразу после окончания Университета, пришла работать в детский сад комбинированного вида, для детей с речевыми проблемами, города Невинномысск, Ставропольского края. С 2000-2014 год работала в должности педагог-психолог. Параллельно, с 2012 года, пройдя обучение, начала работать учителем-логопедом в том-же дошкольном учреждении. После переезда в Москву, с 2014 года продолжила работать логопедом в детских центрах развития, веду частную практику. С апреля 2020 года работаю в НОЧУ СОШ «Феникс», филиал Аннино.

Логоритмика — это уникальное сочетание логопедических упражнений с ритмикой и музыкой. Это система упражнений, игр, заданий на основе сочетания музыки, движений. Всё это сочетается с произнесением или пропеванием речевого материала. 
Эта методика воздействия на ребёнка, основанная на ритмизации всех процессов – через музыку, движения, речь, особенно стихотворную. В ходе занятий дети выполняют различные речевые упражнения с использованием движений тела, артикуляционной и дыхательной гимнастики, музыки и слов.


Почему так важен ритм?


Ритм окружает нас повсюду. Вся наша жизнь подчиняется ритмам. Это биение сердца, дыхание, смена времён года, времени суток, смена рабочих и выходных дней, уроков и перемен, графиков работ и т.д.

Определённый удерживаемый ритм помогает чувствовать стабильность и уверенность, а наш мозг стремится к тому, чтобы всё было понятно, знакомо и предсказуемо.


Почему логоритмика так полезна?


Логоритмические занятия направлены на профилактику и преодоление речевых расстройств у детей. У маленьких, не говорящих детей, способствует запуску и развитию речи.

В игровой форме у детей происходит развитие:

  • общей, тонкой и артикуляционной моторики;

  • развитие дыхания и голоса;

  • чувства темпа и ритма в движении;

  • фонематического восприятия; 

  • обогащается словарный запас;

  • происходит развитие слухового внимания и двигательной памяти;

  • ориентировка в собственном теле и в пространстве;

  • способствует социальной адаптации и коммуникации в группе;

  • занятия логоритмикой отлично развивают воображение и поднимают настроение!

Для кого подходит логоритмика?


Логоритмика идеально подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она особенно эффективна для детей с нарушениями речи, такими как заикание, дизартрия, алалия, а также для тех, кто испытывает трудности с запоминанием и воспроизведением звуков.

Как происходят занятия?


Занятия проходят в игровой форме. Используются разнообразные музыкальные инструменты, весёлые песенки и ритмичные стихи. Всё это способствует созданию позитивной атмосферы и мотивации ребёнка. Занятия логоритмикой могут проходить как индивидуально, так и в группах.


Каждое занятие включает в себя:

Входной ритуал.

  • Под весёлую музыку ребята входят в зал, называя себя, своё имя "Кто пришёл на занятие?" Так ребята настраиваются на работу.

  • Приветствие. Рассказывают "Стишок-приветствие" с элементами самомассажа (можно выбрать любой и использовать как ритуал).

  • Выполняют задания для развития слухового внимания, зрительно-моторной координации, упражнения на дорожках из ортоковриков (например, пройти под музыку по коврикам, выполняя заданные движения, пока звучит музыка).

Основная часть.

  • Упражнения артикуляционной гимнастики (для усложнения можно использовать упражнения под музыку)

  • нейрогимнастика (дети очень любят упражнения с предметами, например, нейромячи)

  • развитие чувства ритма (простучать с помощью палочек, ладошек заданный педагогом ритм)

  • пальчиковые игры и упражнения (для развития мелкой моторики)

  • работа над слуховым вниманием (какой инструмент звучал? где звенел колокольчик? и т.д) 

  • визуально-ритмическим рядом (выкладываются предметы в заданном порядке-ритме)

  • дыхательные упражнения («подуй на снежинку», «сдуй листик», «остуди чай», «согрей ладошки» и т.д.).

Прощание.

Это спокойные упражнения, направленные на расслабление.

После этого мы прощаемся с ребятами.


Какие материалы понадобятся для занятий?


Занятия не требуют дорогостоящего оборудования. Большинство пособий – это предметы бытового обихода. В то же время разнообразие материала обеспечит обогащение сенсорного опыта.

Материалы и оборудование, которые можно использовать на занятиях по логоритмике: 

  • проигрывающее устройство;

  • балансборды;

  • мячи и мячики (тактильные, кинезио и т.д);


  • ортопедические коврики;
    логоритмика-материалы
  • различные детские музыкальные инструменты;

  • вертушки для дыхательных упражнений.


Об этом направлении можно говорить очень много и интересно, но еще интереснее в это погрузиться и попробовать. Дети очень любят занятия логоритмикой, потому что они всегда проходят динамично, активно, весело. 

С уважением и заботой о речевом развитии,
Ваш логопед, Светикова Елена.


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Детский логопед-дефектолог: чем он занимается, что нужно уметь и как им стать?
Детский логопед-дефектолог: чем он занимается, что нужно уметь и как им стать?
04.04.2024
131
Что делать, если пришел новый ребенок с ОВЗ в класс
Что делать, если пришел новый ребенок с ОВЗ в класс
04.04.2024
99
Педагог в инклюзивных группах и образовательных организациях
Педагог в инклюзивных группах и образовательных организациях
17.03.2022
19665