Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС. Задачи и обязанности педагога при работе с такими детьми не сильно отличаются от обычных задач педагога. Но есть нюансы, в которых мы разберемся.
Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ
Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:
-
Закон “Об образовании”: в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ.
-
Закон “О социальной защите инвалидов”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство.
-
ФГОС для детей с ОВЗ: регулирует содержание и результаты обучения.
-
СанПиН: в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах.
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
-
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ПМПК. Состав ПМПК.
Что должен делать учитель с точки зрения закона?
Выполнять требования закона “Об образовании”. Все то же самое, что и с другими детьми. То есть заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы. Он должен учитывать особенности учеников с ОВЗ, также как и должен учитывать особенности других учеников. То есть не смотреть на детей с ОВЗ, как на более слабых — просто знать об их ограничениях и работать с ними.
Выполнять требования ФГОС. По стандарту учитель в рамках ОПОП должен решать такие задачи:
-
Формировать общую культуру для развития личности.
-
Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
-
Формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности.
-
Создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников.
То есть почти те же задачи, что стоят перед учителем в рамках других ФГОС. Другое дело, что речь идет об адаптивных образовательных программах и учитель должен хорошо знать особенности детей с ОВЗ, чтобы не нагружать их сверх меры и при этом давать новые знания.
Взаимодействовать с тьютором. Обязанности учителя зависят от того, есть ли у ученика с ОВЗ тьютор или другой сопровождающий. Если тьютор есть у каждого нуждающегося ребенку, то учителю проще вести урок и меньше думать о безопасности детей.
Сколько должно быть детей с ОВЗ на одну ставку педагога?
Число детей с ОВЗ на ставку специалиста закреплено приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015. Обратите внимание, что это приказ для школ, для детских садов есть Приказ № 1014 тоже с изменениями от 21.01.2019.
-
Один учитель-дефектолог на каждые 6-12 детей
-
Один учитель-логопед на каждые 6-12 детей
-
Один учитель-психолог на каждые 20 детей
-
Один тьютор, ассистент на каждые 1-6 детей
Разъяснения о должностях "тьютор" и "ассистент (помощник)" были направлены ранее письмом Минпросвещения России от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07.
Какие есть права и обязанности у родителей детей с ОВЗ?
Право на получение образования. По закону “Об образовании” право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования. Есть несколько вариантов: домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.
Родители, в России действует “Конвенция о правах инвалидов” (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008). Согласно этому документу, государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни!
Право представлять интересы ребенка. Это право есть у всех родителей, но в случае с детьми с ОВЗ оно становится наиболее важным. Школа не может решить за родителя судьбу ребенку: именно законный представитель обращает внимание на состояние ребенка, его желания и особенности и решает, как именно получать образование. Родитель должен спорить с психолого-медико-педагогической комиссией, если он не согласен с их решением. Но если родитель берет на себя ответственность учить ребенка по более сложной программы, то ему и помогать.
Право сопровождать ребенка в учебном процессе. В школу с особым ребенком может (но не должен) ходить сопровождающий. Если правильно оформить документы, то можно получать за это деньги, чтобы не метаться между работой и учебой ребенка.
Право на материальное обеспечение. Если ребенок с ОВЗ учится в интернате, он находится на полном государственном обеспечении и получает питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Также бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.