/
Родителю
Учителю

Задание на лето. Зачем оно нужно и каким должно быть

2227

Давать или не давать домашнее задание на лето? Все равно же половина класса не сделает. А если давать, то какое? Ставить ли за него оценки? Если эти вопросы вам знакомы, то эта статья, которую мы подготовили совместно с нашим методистом, для вас. Разбираемся, зачем нужно домашнее задание на лето, что говорит по этому поводу закон и как сделать задание таким, чтобы дети выполнили не для галочки.

Зачем нужно задание на лето

Закрепить материал с помощью необычных методов — это первая задача, которую решает летнее домашнее задание. Во время каникул школьники полностью выключаются из учебного процесса. Это нормально, им нужен отдых, но за три месяца можно полностью забыть материал. А ведь темы, которые они будут изучать в сентябре, так или иначе связаны с материалом, изученным в мае и раньше. Поэтому учитель хочет, чтобы дети летом хоть как-то повторяли изученные темы. 

Вторая задача летнего задания — держать детей в тонусе. Это не значит, что они каждый день должны решать пять математических задач. Но это значит, что им нужно настроить исследовательский фокус. Если они будут видеть математику в обычной жизни, обращать внимание на числа и их отношения, то хуже точно не будет. 

Системно-деятельностный подход. Как это выглядит на практике?

Другое дело, что по закону «Об образовании» каникулы — это перерыв в учебном процессе и заданий во время перерыва не может быть. Об этом же говорит и статья 31 Конвенции о правах ребенка: “Дети имеют право на отдых”. А вот в федеральных документах России этот пункт обошли стороной: нет прямого указания или запрета давать задания на летние каникулы. Поэтому дети и родители могут отказаться от выполнения летних заданий и будут правы. Учитель может рекомендовать заниматься летом, но не обязывать.

Традиционно учителя задания задают, в этом можно будет убедиться, зайдя на любой официальный сайт школы. Как убедить его выполнить? Можно поговорить с детьми и родителями и объяснить им пользу заданий на лето. 

  • Во-первых, можно сослаться на кривую запоминания, найденную немецким психологом Германом Эббингаузом: чтобы запомнить материал, нужно повторять его через час после запоминания, через семь часов, через день, неделю, месяц. Если периодически вспоминать его, то он закрепится лучше.

  • Во-вторых, объясняйте родителям, что ребенок не получит двойку, если не сделает задание, но получит одну или две хороших оценки, если выполнит. Эти оценки могут помочь ему при спорной оценке в конце четверти. 

Каким должно быть задание на лето

Чтобы дети точно стали выполнять задание, оно должно быть выполнимым, полезным и интересным. Еще лучше, если все задания сложатся в небольшой проект, который можно презентовать на первых сентябрьских занятиях. 

Регулярные небольшие занятия. Важно, чтобы у занятий был небольшой объем, иначе дети не возьмутся его выполнять. Также важно, чтобы детям было необходимо выполнять их регулярно, например, раз или два в неделю. Например, по географии можно попросить детей вести дневник погоды — это не требует больших временных затрат и ребенку придется делать это каждый день. Дневник нельзя заполнить за один день в конце августа. 

Иногда учителя дают альтернативное задание: если не хочешь вести дневник наблюдений, напиши реферат. Лучше так не делать: во-первых, реферат кажется детям более легкой работой и многие выберут его; во-вторых, в итоге создание реферата оказывается скучной, формальной и бессмысленной работой. 

Даже если ребенок уезжает на все лето в лагерь, он может найти 10 минут в неделю, чтобы выполнять задание и там. Просто будет здорово, если задание будет применимо к лагерю. Например, младшеклассники для выполнения задания по математике могут измерять рост ребят в своем и других отрядах и находить среднее значение. 

Права детей до 18 лет, связанные с образованием

Интересная форма выполнения. Задание должно отличаться от тех, что ребенок выполняет каждый день в учебное время. Здорово, если в нем будет много творческой составляющей: например, заметить, как ты применяешь знания математики летом и нарисовать об этом комикс. Но важно, чтобы творчество не вытесняло функцию повторения материала — задание написать оду математике никак на это не работает. 

Современные школьники не знают, что такое дневники наблюдений и для них это будет в новинку. Еще лучше, если им придется выкладывать какие-нибудь в видео или фотоблог. 

Польза для жизни. Лучше всего, если изученный материал поможет ученику решать летние задачи. Например, по биологии можно попросить ученика прочитать, из-за чего люди плохо переносят жару, написать памятку для родителей и придумать средства защиты от жары из подручных материалов. По математике можно попросить вести свой или семейный бюджет, хотя бы подсчитывать траты. 

Общая цель для всех заданий. Например, по математике можно попросить ребят выполнять три типа заданий: подсчитать расстояние, которое они за лето прошли и проехали; придумать пять математических задач по реалиям их жизни; как можно чаще считать в уме и записать несколько таких примеров. В итоге это превращается в небольшой доклад «Как я провел математическое лето». Тот, кто выполнит его и защитит перед одноклассниками, получит дополнительную оценку.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
04.04.2024
460
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
509
Как защитить ребенка от травли  со стороны учителя?
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя?
04.04.2024
452