/
Учителю

Зачем нужны современные образовательные технологии?

2800

Современной школе приходится сталкиваться с вызовами нового времени — информацией, которая сбивает с ног, разрушением отношений и связей, устареванием образовательных технологий. На смену должны приходить новые технологии, которые помогут решить новые проблемы. Разбираемся, зачем нужны современные образовательные технологии и как их применять вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии ПГГПУ Наталией Гангнус.

Почему старые подходы перестают работать?

Сейчас современное общество называют обществом риска: чем сильнее модернизируется система, тем большие угрозы она несет сама себе и своим членам. С одной стороны, риск помогает развиваться — каждый рискует, это захватывает, придает жизни азарт. С другой стороны, сегодняшние риски не имеют границ в пространстве и времени — один раз не так принял решение и «пропал». Школа также оказывается в зоне риска.

Какие риски грозят современной школе?

  1. Маркетизации. Маркетизация — это распространение во всех сферах жизни общества рыночных отношений. Рыночные отношения подчинены принципу состязательности. Школы тоже поставлены в эти условия: разделены на 8 кластеров, чем выше кластер школы, тем успешнее она на рынке образовательных услуг. Школа рискует проиграть конкурентам, быть невостребованной на рынке.

  2. Информатизации. Человек каждые полгода удваивает информацию, которая была у него раньше. Это ведет к переутомлению, снижению физической активности, эмоциональному обеднению, снижению творческого потенциала, отставанию информационного потока. В итоге меняется ребенок — он оказывается в «ситуации разорванных связей». На него выливается хаотичный поток информации, детям сложно ее структурировать, вокруг мало стабильных отношений. 

  3. Социализации. Информации становится больше, знакомых — тоже, времени на общение с близкими меньше. Повышются тревожность и агрессивность, снижаются уверенность в себе, это ведет к социальному одиночеству. 

Технологии, которые помогали овладевать знаниями, перестают работать — знаний очень много, нужно ставить центр образовательной системы что-то еще. Важнее становятся не знания, а проблемы индивидуализации: как помочь ребенку понять себя, свои ценности и желания, стать тем, кем хочется.

Как использовать новые образовательные технологии?

Думать о цели. Технология отвечает на вопрос «как использовать тот или иной прием оптимально» — нужна, чтобы оптимизировать учебный процесс. То есть использовать новые технологии нужно там, где есть проблемы. 

Выбирать из множества. Популярность набирают игровые технологии, технологии работы в сотрудничестве, технология «case study», технология развития критического мышления, метод проектов. Но это не значит, что нужно останавливаться только на них. Технология — это инструмент, нужный для достижения цели. 

Включать субъектность. Любая технология должна помочь ученику стать активным инициативным. Если ребенок создает проект и при этом все делает под диктовку, то технология не сработала. 

Передавать опыт. Технология должна помочь учителю передать свой опыт или дать ученику возможность открыть новый опыт в процессе. Этим хороши проектные техники и игровые — процесс иногда становится важнее результата. Главное — вовремя рефлексировать, обсуждать, как появляются новые навыки у ребенка и зачем они нужны. 

Создавать продукт. Он тоже важен. Через продукт ребенок лучше понимает, зачем он изучает предмет, зачем использует метод. Продукт должен быть материальным, но не обязательно полезным для всех — дневник с записанными ошибками и открытиями тоже может быть продуктом. 

Оценивать продукт, а не человека. Оценка личности, а затем ее коррекция — главные педагогические ошибки. Нужно оценивать продукт, причем не «двойками» и «пятерками», а качественно. Ученику нужно сказать, что у него получилось, что — нет, и почему.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Акция
Распродажа курсов — скидки до 50%
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
422
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
225
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
265