Кажется, что сегодня мы открываем глаза и сразу погружаемся в мир искусственного интеллекта (ИИ): узнаём погоду, прокладываем маршрут с наименьшим количеством пробок, вызываем такси. Так как же ИИ влияет на нас? Спойлер: очень сильно!
Нейросети в действии
Давайте по порядку. Искусственная нейронная сеть — математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенное по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма. Это если говорить по-научному. А по-простому: учёные изучили наш мозг и создали по его образу и подобию мозг искусственный. И тут мы сразу, конечно, вспомним все фантастические истории о том, как происходит восстание машин. Но в обычной жизни всё это работает гораздо… менее фантастично!
-
Экономика и бизнес: мы заходим в онлайн-приложения банков через скан пальца или цифровой образ лица.
-
Связь: тут, думаю, всё понятно: нам часто отвечают не настоящие живые люди, а какие-то помощники, которые появляются не только у больших и состоятельных компаний, а у вполне себе местячковых бизнесов.
-
Авионика: мы уже давно летаем на автопилоте.
-
Медицина, здравоохранение: мы живём в век, когда части тела можно печатать на 3D-принтере!
И, конечно, если ИИ так плотно окружает нашу жизнь, то он не может обойти мимо такой институт, как образование. Способность искусственного интеллекта к классификации информации позволяет усовершенствовать анализ успешности обучения у школьников и студентов, а быстрая обработка информации упрощает работу со статистическими данными.
Учёба с ИИ: новый уровень возможностей
В 2020 году мы особенно сильно почувствовали на себе влияние ИИ, когда случилась пандемия COVID-19 и мы стали осваивать онлайн-обучение. Кому-то это нравилось, кому-то нет. Но правила игры поменялись. И это привело к тому, что многие педагоги до сих пор используют в своей обычной рабочей рутине средства искусственного интеллекта:
-
Мы можем визуализировать то, как авторы описывают своих героев в художественных произведениях, а можем отправить это описание в ИИ, например, «Шедеврум» - отечественная разработка от Яндекс, и посмотреть, как же, по мнению ИИ, выглядят герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
-
Исправить ошибки при сдаче сочинения? Легко! Сервисы типа «Орфограммка» уже давно есть у каждого ученика (а иногда и учителя) в быстром наборе.
-
Написать текст с нуля? Вот ещё проще. Известный всем и, наверное, самый полный на сегодня текстовый ИИ ChatGPT справится не только с эссе по истории, но и с составлением конспекта урока для педагога. Здесь можно запросить составить текст под необходимые тебе параметры. Например, это может быть уникальный диктант, который никто и ниоткуда не сможет списать.
-
А что насчёт автоматизированной проверки работ? Те же самые «формы». Делаем тест, включаем автоматическую проверку. И неплохо так экономим себе время.
-
ИИ работает с текстом, с картинкой, а также с голосом. Например, хочется сделать творческую работу в формате подкаста, которые сейчас так любят школьники. Но не всем нравится звук собственного голоса. И что делать? Обратиться к нейронке по озвучанию: выбираем голос, задаём тональность, звучим тем самым Геральдом из Ривии или... Дедом Морозом.
На самом деле, подобных примеров много. Искусственный интеллект делает наше образовательное пространство более творческим и интересным, он предлагает нам потягаться с самим собой, научиться чему-то новому. Где-то облегчает жизнь, где-то учит критически относиться к полученной информации, а также развивает важный в XXI веке навык фактчекинга, то есть проверки информации на правдивую и ложную. Это, безусловно, важный скилл современности.
«Нейросети: запретить нельзя оставить». Где ставить запятую в этой фразе – решать вам!