/
Родителю
Воспитателю

STEM-технологии в обучении дошкольников

4036

Родители дошкольников в выборе дополнительных занятий обычно концентрируются на спорте, музыке и иностранных языках. При этом дошкольникам важны технические компетенции и знания в точных науках. В этом им поможет помочь STEM-технологии. Разбираемся вместе с нашим экспертом, вице-президентом Института мобильных образовательных систем, членом Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы ФС РФ Оксаной Алексеевной Скоролуповой.

Что такое STEM-технологии

Сама аббревиатура STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Mathematics (наука, технология, инженерия и математика). Но в некоторых образовательных программах ее называют STEAM, добавляя Art (искусство) и STREAM, добавляя Research (исследования).

STEM-технологии помогают познакомить детей с окружающим миром, научить видеть его как систему со всеми взаимосвязями, выработать инженерный стиль мышления и научить работать в команде.

Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у дошкольника?

Главный принцип STEM-технологий — от практики к теории. Сначала дети сталкиваются с проблемой, ищут ответ на вопрос, например, «какого цвета вода», решают задачу практическими способами, а затем в теории изучают, почему это так работает. Поэтому можно сказать, что STEM-подход учит не просто получать знания, а применять их в жизни.

Для того, чтобы дети осваивали научные знания на практике, применяют разнообразные техники. В STEM-обучении создают и программируют роботов, создают технические игрушки, проводят научные эксперименты, конструируют игрушечные здания, дороги и машины.

Также важно, что дошкольники изучают не отдельные науки, а темы, например, космос, и смотрят на него с точки зрения физики, химии, инженерного дела, математики. Этот комплексный взгляд помогает сформировать инженерное мышление и использовать все имеющиеся знания для генерации новых идей.

Дети, занимающиеся по STEM, не боятся гаджетов и инноваций — они не просто умеют пользоваться смартфонами и планшетами, они способны понять, как и почему они работают, у них сформированы информационная и цифровая грамотность.

Зачем STEM-технологии нужны дошкольникам

Помогает общаться в группе. Ребята решают сложные задачи в группе — так они учатся задавать вопросы и получать ответы, общаться, достигать совместной цели. Также ребята лучше узнают друга и формируют более крепкие и доверительные отношения.

Развивает критическое мышление. STEM-подход — это всегда вопрос, на который пытается ответить ребенок. Изучая условия, собирая информацию, сравнивая между собой факты, ребенок учится отличать важное от лишнего, работать с источниками, учится не доверять, а проверять.

Развивает познавательные процессы. С помощью экспериментов и технических задач познавательные процессы развиваются быстрее, чем в стандартных условиях. Больше всего это связано с мотивацией: когда ребенок вовлечен в интересное дело, он становится более внимательным, лучше воспринимает и запоминает информацию, больше ее осмысляет.

Помогают стать активным и самостоятельным. Чем больше задач успешно решает дошкольник, тем больше он верит в себя, хочет быть самостоятельным. Теперь он сам будет предлагать свою помощь взрослым, а не ждать их просьбы.

Где брать материалы для физминуток и как их правильно проводить?

Как применять STEM-технологии с дошкольниками

Конструирование. Кажется, что дети и так умеют строить любые предметы из конструкторов, из бумаги, картона, других материалов. И это здорово — важно поддержать этот интерес, а также развить его. Важно, чтобы дети умели строить не только по образцу, но по заданной теме, чтобы они умели конструировать по условиям, например, строить мост определенной высоты или ширины. Детей можно приучать к конструированию по чертежам — это может быть условная схема, которую легко прочитать. Важно научить не только строить, но и вносить изменения, переделывать, отказываться от идей, обновлять — построил мост, а теперь сделай так, чтобы под этим мостом смогла пройти игрушка.

Игры и упражнения. С помощью простых игр и заданий дошкольников можно знакомить с основными математическими понятиями. Понятия размера, формы, количества помогут освоить другие технические компетенции, станут необходимой базой. Можно положить перед ребенком различные геометрические фигуры, разложенные в определенном порядке, и предложить продолжить ряд. Можно использовать сортер, собирать бусы из бусин разного цвета и формы. Также важно постоянно давать упражнения на соотношение величин: кто больше, кто выше, кто тяжелее. В том числе, для этого можно играть с весами, используя или игрушечные гирьки или взвешивая игрушки.

Научные эксперименты. Во-первых, дети всегда воспринимают эксперименты как маленькое чудо и соглашаются на них легко. Во-вторых, им хочется повторить их за педагогом. В-третьих, эксперименты помогают познакомить ребят с принципами и правилами научного исследования. Можно использовать эксперименты с водой — попытаться сделать воду цветной или сладкой, заморозить, разморозить, понять, что она не горит.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Развитие цифровой грамотности у учащихся: важность и методы
Развитие цифровой грамотности у учащихся: важность и методы
27.09.2024
283
Проблемы и решения в работе с гиперактивными детьми
Проблемы и решения в работе с гиперактивными детьми
25.09.2024
301
Методы и приемы формирования экологической культуры у детей
Методы и приемы формирования экологической культуры у детей
19.09.2024
278