Дошкольникам сложно сосредоточиться на одном деле и усидеть на месте больше, чем на 20 минут. Чтобы переключать их внимание и помогать физическому развитию, нужны физкультминутки. Рассказываем, как проводить их дома или в детском саду.
Зачем нужны физминутки
Помогают переключить внимание. Ребёнку сложно концентрироваться на одном и том же, особенно в три года. Физминутки переключают внимание, помогают сменить деятельность. Поэтому физминутки удобно проводить во время занятий или между ними.
Дают возможность размяться. Детям важно побольше двигаться. Во время физической активности организм закаляется, становится выносливым, дети отрабатывают новые движения. Физминутка не только даёт возможность размяться, но и помогает шлифовать координацию.
Дают лишний повод для развития. Вместе с движениями на физминутке можно петь или произносить стихи. Также можно использовать пальчиковую гимнастику. Считается, что это укрепляет связь между полушариями головного мозга.
Дают повод для группового действия. Детям нравится делать что-то вместе. За компанию они запоминают движения и тексты, в прямом общении заряжаются радостью. А иногда и учатся разрешать конфликты.
Отвечаем на вопросы воспитателей — на ежегодной конференции образовательного центра "Каменный город".
Как их проводить
Безопасно. Важно, чтобы во время физминуток было много места и дети не сталкивались локтями и коленями. Важно, чтобы было тонкое мягкое покрытие и дети могли заниматься без обуви: так они не поранят друг друга и себя. Не нужно давать сложных физических заданий: физминутка помогает оттачивать движения, но сильно отличается от специальных спортивных занятий.
Весело. Физминутку лучше всего проводить в игровой форме. Собственно подвижная игра, например, «Гуси-лебеди» или «У медведя во бору» легко заменит одну из физминуток. Хорошо использовать стишки или песенки, это создаёт настроение.
Периодически. Ребят нужно приучить к физминуткам. Их необязательно проводить каждые двадцать минут, во время свободных занятий дети и так могут двигаться. Но каждый час проводить нужно или даже чаще во время сложных занятий, требующих сосредоточения. Также их нужно проводить каждый день, так дети быстрее к ним привыкнут и начнут получать удовольствие.
Не осуждая. Если у кого-то не получается выполнять физминутку, нельзя его оценивать и обесценивает усилия. Как умеет, так и делает. Также не нужно заниматься по принуждению. Ребенок имеет право посидеть в стороне, посмотреть на занятие, а уже позже или в следующий раз присоединиться. Если ребенок постоянно отказывается от физминуток, стоит обсудить это с родителями. Но также без осуждения, а помогая разобраться в причинах и найти решение.
Где брать материалы для физминуток
На сайтах Педкопилки или портале методических материалов можно найти авторские и авторизованные физминутки. Например, для средней группы, для старшей группы и общие.
Также можно использовать движения из утренней зарядки или подвижные игры.