Волонтёрство играет важную роль в воспитании школьников, способствуя не только их личностному и социальному развитию, но и формированию активной гражданской позиции. Участвуя в различных проектах, дети и подростки приобретают навыки сотрудничества, ответственности и эмпатии, что способствует их гармоничному росту.
Волонтёрство в школе набирает всё большую популярность. Реализация детского волонтёрского труда российских школьников происходит через образовательные программы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Основные виды волонтёрства, встречающиеся в школьной практике
На базе школ и организаций дополнительного образования создаются Добро.Центры, так как волонтерская деятельность является важным звеном воспитательного процесса. Она способствует также развитию критического мышления и навыков решения проблем.
|
Направление |
Формы работы |
Ценностные ориентации |
|
Патриотическое |
Занятие краеведческой деятельностью. |
Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и уважения к истории страны. |
|
Проведение «Разговоров о важном» с участниками исторических событий. |
||
|
Поддержание надлежащего состояния памятников павшим героям. |
||
|
Развитие школьных отрядов ВВПОД «Юнармия». |
||
|
Развитие движения «Пост №1».
|
||
|
Патриотический блок в школьных организациях, таких как «Движение Первых», трудовые отряды подростков. Ранее патриотический блок присутствовал в РДШ. |
||
|
Событийное |
Помощь в проведении общественных мероприятий, праздников и акций.
|
Развитие коммуникабельности, доброжелательности и уважения к другим людям. |
|
Экологическое |
Проведение субботников.
|
Формирование экологической культуры школьников. |
|
Сбор макулатуры. |
||
|
Высадка деревьев. |
||
|
Социальное |
Забота о ветеранах Великой Отечественной войны и других боевых действий.
|
Развитие таких личных качеств, как: ответственность, осознанность, самостоятельность. |
|
Помощь пожилым людям, детям с ОВЗ, приютам животных и всем нуждающимся. |
Участвуя в различных проектах, школьники сталкиваются с реальными вызовами, требующими нестандартного подхода и креативности. Эти ситуации помогают им проанализировать и найти оптимальное решение, что является неотъемлемой частью личностного роста.
Важным аспектом волонтёрства является также его способность объединять людей. Работая в команде над общими целями, школьники учатся эффективно взаимодействовать, учитывать мнение других и проявлять терпимость. Эти навыки крайне важны для построения успешных отношений в будущем. Этому способствуют права и обязанности волонтёров.
Права и обязанности волонтёров
Права и обязанности волонтеров в самом общем смысле закреплены в ст. 17.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Права участника волонтёрского отряда:
-
Выбрать наиболее понравившееся направление.
-
Принимать участие в форумах общественных молодёжных объединений.
-
Вносить предложения при обсуждении форм и методов внедрения работы волонтёров.
-
Пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке.
Обязанности волонтёра:
-
Точное и грамотное выполнение порученной работы.
-
Знание, уважение и следование целям и принципам волонтерского движения.
-
Соблюдение принципов конфиденциальности (не разглашать непредназначенные для этого сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).
-
Посещение занятий, обучающих мероприятий, тренингов и так далее для повышения уровня своей подготовленности к добровольной деятельности.
Поощрение волонтёра:
-
Объявление благодарности приказом по школе.
-
Награждение грамотой.
-
Вручение подарка, сувенира.
-
Публичное выступление участников отряда в СМИ.
-
Размещение достижений волонтёра в социальных сетях, на сайте школы.
Мотивация школьников в волонтёрской деятельности
Среди членов трудовых отрядов подростков (далее – ТОП) Пермского края был проведён опрос, направленный на выявление мотивации участия в волонтёрской деятельности среди ТОП. В опросе приняли 302 подростка в возрасте от 14 до 18лет, являющиеся представителями 32 отрядов 13 муниципалитетов Пермского края, которые являются яркими представителями волонтёрской деятельности. Средний возраст участников опроса 15,5 лет.
Анализируя данные, можем сделать вывод, что подростки ставят первостепенной задачей ознакомление с профессией (75,2 %), а также формирование чувства ответственности и укрепления самодисциплины (80,2 %).
Помимо перечисленных способов мотивации школьников в современном мире актуален и важен инструмент «Получение волонтёрских часов».
Волонтёры получают волонтёрские часы на официальной платформе DOBRO.RU — это крупнейшая в России платформа для волонтёров. Школьники, будучи абитуриентами, могут получить от 1 до 10 баллов при поступлении в ВУЗ.
Также сегодня существуют конкурсы, поддерживающие волонтёрскую деятельность. На примере Пермского края – это «Доброволец города Перми», «Доброволец Прикамья». Также волонтёрская деятельность оценивается в рамках премий «20х20», «Гордость Пермского края». В муниципальных образованиях есть местные конкурсы, в России существует множество региональных и всероссийских конкурсов, что мотивирует школьников продолжать волонтёрскую деятельность и развивать личностные навыки.
