Когда мы задаемся этим вопросом нам представляется образ человека, находящегося в хорошем расположении духа, не вступающий в конфликты, способный договориться на позитивной волне. А как иначе? Ведь злиться нельзя, это приводит к агрессивному поведению. За частую, именно эта установка заставляет пресекать так называемые «отрицательные» чувства детей. Но если исходить из такой позиции, окружающая действительность априори должна быть «светлой и доброй», а она бывает разной. Мы живем в мире, который приносит не только положительный опыт, но и опасность, в том числе людей, которые ведут себя неблагоразумно, и ситуации, которые не подразумевают относится к ним с улыбкой. Жизнь многогранна и полна разных событий. Благодаря этому, наша лимбическая система головного мозга позволяет естественно относится ко всему, что происходит вокруг: хорошо, опасно, радостно, недопустимо. В свою очередь, высшие функции мозга дают возможность выполнить адекватное действие по отношению к сложившийся ситуации. В какой-то степени, эмоции, и в частности гнев, определенный дар, который помогает считывать и реагировать на неприемлемую ситуацию. Если мы его подавляем, то нарушаем естественные процессы.
В сущности, отвечая на поставленный вопрос выше, эмоционально компетентный человек не подавляет гнев, он считывает сигнал, поступающий изнутри на внешние обстоятельства, распознает причину и совершает адекватное ситуации действие. По сути это переговоры. Для этого у него есть определенные навыки осознанности и управления своим состоянием, наработанные алгоритмы коммуникаций - общения.
Сам по себе гнев возникает в двух случаях. Когда нарушаются личностные границы или не реализуется та или иная потребность. Например, в дошкольном возрасте, эти ситуации могут тесно переплетаться и варьироваться от порванной кем-то другим любимой игрушки (нарушение границы) до потребности во внимании при его дефиците (сложное поведение в результате нарушения эмоциональной связи с близким взрослым). Мозг ребенка дает сигнал, что происходит что-то не так. Как следствие может быть крик, плач, причинение боли обидчику. А если взрослый пресекает эту реакцию, то выход эмоции блокируется. Ребёнок не осознаёт, что с ним происходит. Просто действует так, как его бессознательная система защиты привыкла реагировать. Если ситуация, причинившая ему дискомфорт, не решается, то это наихудший вариант развития событий. Подавленная злость может привести к аутоагрессии, замкнутости или даже болезни. Только вдумайтесь, естественная реакция «со мной так нельзя» или «мне не хватает этого», может привести к тяжелым психологическим проблемам.
Сложность работы со злостью заключается в нескольких аспектах
Во-первых, это эмоция очень сильная и запускает процессы, которые могут привести даже к состоянию истерики, драки или аффекта. Но это происходит не сразу. Именно подавленная, отложенная в кладовые подсознания, злость, связанная с нерешенными ситуациями, копится и в какой-то момент выходит наружу в двойном или тройном эквиваленте. И здесь её уже сложно приручить.
Во-вторых, распознать, что вы злитесь на низкой шкале этого состояния достаточно трудно. Мы привыкли сдерживать своё раздражение и осуждать недовольство других. Простыми словами, низкий уровень злости мы просто осознанно игнорируем. В итоге, включаемся в ситуацию, если уже она крайне неприемлема, и мы на взводе. Также происходит и с детьми.
Что же делать? Ответ прост и сложен
Необходимо учить детей понимать, что злость это всего лишь сигнал, побуждающий к действию что-то изменить. Давать им способы быть в контакте со своей злостью и определять причины её возникновения, и конечно, обучать договариваться.
Очень важно отметить, что злость никогда не возникает просто так. Что-то во вне запускает эти процессы. Мы всегда злимся на кого-то или на что-то. Злится на себя, испытывать чувство вины, означает не разрешать себе решить ту или иную ситуацию, возможно из-за страха или блокировки этого чувства кем-то другим. Необходимо привести детей к пониманию, что тот или иной конфликт при правильном его ведении, помогает выйти на новый уровень отношений, комфортного взаимодействия или даже дружбе. Если у ребенка в дошкольном возрасте есть опыт успешного разрешения конфликта, то у него появляется уверенность в себе, и к школе он уже будет владеть многими способами взаимодействия с людьми – коммуникацией. Особенно это пригодится, когда ведущей деятельностью подростка станет общение со сверстниками.
Есть еще одна сторона злости
Её научно доказанный позитивный аспект. Об это мало, где говорится. Злость помогает человеку достигать своей цели. Состояние «драйва» на пути к желаемому запускается теми же механизмами. Я хочу вот это, и чувствую в этом потребность, я достигну своей цели». Это огромный ресурс для реализации потенциала человека, как экологичное топливо, которое даёт энергию двигателю на его пути. А если он в состоянии подавленности, откуда брать силы, чтобы чего-то достигнуть?
Всё в природе человека не просто так. Нет плохих эмоций, есть сложные отягощающие состояния, связанные с их подавленностью, или неверным пониманием их предназначения, в следствии использования. Очень важно идти путем знания. Изучать принципы работы человеческой психики и учить детей управлять собой, взращивая самое главное человеческую функцию – осознанность.
Взрослый является эталоном и примером развития эмоционального интеллекта у детей. Это основной закон передачи опыта будущему поколению. Своим примером ему необходимо объяснять детям и причины своей злости, и уметь наглядно управлять ею с целью здоровой, честной, открытой коммуникации.
В дошкольном детстве закладываются основные алгоритмы поведения. Учить детей осознавать, что с ними происходит, необходимо с самого раннего возраста. Это происходит не сразу, но важно понимать, что этот навык может определить успешность, благополучие в социуме ребенка в будущем.