/
Учителю

Психолого-педагогические классы в школе. Плюсы и минусы

321

Что такое профильные психолого-педагогические классы и почему они набирают свою актуальность в новейшую эпоху?

Работа по созданию психолого-педагогических классов является составной частью Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. В настоящее время создание сети профильных психолого-педагогических классов происходит под управлением Министерства Просвещения и Академии Министерства Просвещения России. Работа по созданию таких классов ведется с 2021 года, а к концу 2024-го в Российской Федерации будут функционировать около пяти тысяч таких классов. Задача амбициозная и жизненно необходимая одновременно.

Зачем нужны психолого-педагогические классы

Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень в процессе непрерывного педагогического профессионального образования, реализуемого в России. И уже поэтому она достойна самого пристального внимания как со стороны профессионального сообщества, так и общества в целом. Как гласит мудрая русская пословица, «хорошее начало полдела откачало». А «хорошее начало» в цикле непрерывного педагогического образования должно обеспечивать решение целого комплекса задач:

  1. Решать задачи профориентации старшеклассников, выявляя учеников с педагогической одаренностью и формируя активный интерес к профессии уже в стенах общеобразовательной школы;

  2. Снизить процент отчислений студентов педагогических вузов;

  3. Восполнить дефицит педагогических кадров в субъектах РФ, не только профессионально подготовленных, но и нашедших свое призвание в сфере образования;

  4. Помочь молодым педагогам закрепиться в профессии, содействуя прохождению их адаптации в реальных условиях школы;

  5. Содействовать развитию социального партнерства между образовательными учреждениями и местным сообществом;

  6. Способствовать формированию положительного имиджа педагогической профессии, созданию в социуме «моды» на педагогику.

Из истории вопроса, или «на ошибках учатся»


Педагогические классы – идея не новая, и в нашей стране она уже реализовывалась в разное время с разной эффективностью. Первые педагогические классы существовали уже в дореволюционной России.

Во второй половине девятнадцатого века в частных гимназиях царской России было принято последний класс делать педагогическим. Основная цель  - решить вопрос трудоустройства девушек из небогатых семей. Институты благородных девиц также имели в своей структуре педагогические классы. Они готовили домашних воспитательниц и учительниц. Так, в 1915 году в стране насчитывалось 913 профильных педагогических классов, в которых обучалось, в общей сложности, около 20 тысяч девушек. 

В Советской России в двадцатые годы двадцатого века в старших классах Единой трудовой школы были внедрены различные профессиональные «уклоны». Педагогический уклон предполагал зачисление в педагогический класс по разнарядке органов управления образованием. Эти разнарядки были направлены на обеспечение потребности учреждений образования в учителях начальных классов и воспитателях. Факт окончания педагогического класса давал выпускнику право работать в отрасли без высшего образования. Но, к сожалению, совершенно не учитывал личные предпочтения и способности учащихся.

В сороковые годы двадцатого века престиж педагогической профессии был обусловлен во многом тем, что набор в педагогические классы производился только из лучших учащихся. Классы существовали в средних женских школах и осуществляли подготовку педагогов  без высшего образования в 11-х классах. В начале шестидесятых годов такие классы уже готовили педагогов только для дошкольных учреждений -  воспитателей для яслей, детских садов и вожатых для пионерских лагерей и других организаций.

И, наконец, самый недавний пример из этой хронологии - восьмидесятые годы прошлого века. Они также были ознаменованы попыткой возрождения педагогических классов. К концу девяностых годов эта идея провалилась по причине их  невостребованности и неэффективности. Во многом это было обусловлено спецификой общественно-политических явлений того времени.

Причины эффективности психолого-педагогических классов в новейшее время

Сегодня можно с уверенностью говорить о новом витке психолого-педагогических классов в нашей стране. Одним из важных вопросов в концепции создания психолого-педагогических классов является вопрос, касающийся принципов их организации. На данном этапе основные модели формирования психолого-педагогических классов включают в себя: 

  1. Модель внутришкольной профилизации. Это значит, что класс создает школа. Все предметы (и профильные, и факультативные), включенные в программу такого класса, обеспечиваются силами самой школы и привлеченных школой сторон;

  2. Модель сетевого взаимодействия. Это кооперация нескольких общеобразовательных организаций, которые удобно расположены в транспортном отношении;

  3. Ресурсная модель, которая предполагает выделение одной из образовательных организаций. Эта организация будет являться ресурсным центром.

Каждая из этих моделей позволяет эффективно решать наиболее актуальные для текущего времени организационные вопросы: чему и как учить в таких классах, эффективное соотношение теории и практики, взаимодействие с родителями обучающихся, сотрудничество с регионом в удовлетворении его потребностей, информационная работа по повышению престижа педагогической профессии. 

Кроме того, к вопросам первостепенной важности стоит отнести такие аспекты деятельности профильных психолого-педагогических классов, как: своевременное выявление и развитие педагогической одаренности, делая упор на способность к самообучению и эмпатии. Мотивация учеников при выборе профиля должна основываться на потенциальной способности испытывать радость и удовольствие от процесса познания мира, а также от возможности создавать условия, в которых это могут делать их подопечные. Наконец, со всей серьезностью стоит отнестись к вопросу отбора кадров для преподавания в таких классах. Это должны быть учителя, которые сами любят свою профессию. И, конечно, необходимо уделять большое внимание вопросу формирования ценностных ориентаций будущих педагогов, включая ценности семьи, рода, Родины, коллективизма, волонтерства. Ведь учитель во все времена был и остается идейным лидером, который активно участвует в деле формирования личности человека, а значит – и будущего своей страны.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
566
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
295
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
342