Особенности детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, которые имеют разные отклонения психического или физического плана, влияющие на общее развития, имеют подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии.
Зачастую такие дети имеют низкий уровень восприятия, у них недостойно сформированы пространственные представления, внимание ослаблено и неустойчивое, снижена познавательная активность, отмечаются нарушения памяти, игровая деятельность преобладает над учебной.
Инклюзивное образование
Исследователи утверждают, что значимым для общества фактором явится объединение детей ОВЗ и норма типичных. Инклюзивное образование предназначено для того, чтобы дети с особенностями в развитии могли социализироваться в обществе. Данное направление способствует тому, чтобы дети имели равный доступ к образованию.
Обучение детей с ОВЗ является многокомплексным подходом, который предполагает разработку особой коррекционно-развивающей среды. Созданная среда должна реализовывать специальные образовательные стандарты, которые учитывают особенности обучающихся с ограниченными возможностями.
Классификацией детей с ограниченными возможностями здоровья по В. А. Лапшину и Б. П. Пузанову
-
Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
-
Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
-
Дети с нарушениями речи;
-
Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
-
Дети с задержкой психического развития (ЗПР);
-
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
-
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
-
Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Алгоритм действий педагога, в класс к которому пришел учиться ребенок с ОВЗ
Установление информации об обучающемся:
-
Личное дело.
-
Заключение ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума).
-
Встреча с семьей для установления доверительных отношений и прояснение особенностей обучающегося.
Подготовка документации:
-
Заявление от родителей согласии с АОП (ежегодно).
-
Приказ образовательной организации о зачислении обучающегося на АОП.
-
Разработка индивидуального образовательного маршрута (адаптированных рабочих программ, критериев оценивания).
-
Создание необходимых условий для обучающегося согласно рекомендациям ПМПК, если у ребенка установлена инвалидность, то во время обучения необходимо использовать специальные приемы или технические средства, которые указаны в ИПРИ (индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида).
-
Установление связей со специалистами школы (психолог, логопед, дефектолог, учителя-предметники) для определения плана работы с обучающимся.
-
При необходимости смены образовательного маршрута, следует обратиться к консилиуму образовательной организации и в случае подтверждение необходимости изменения маршрута, обучающегося направят на ПМПК.