Значение слова «Внимание» для педагога
В различных толковых словарях найдем разные толкования лексического значения слова «внимание». Какое значение имеет слово «внимание» для педагога? Во-первых, внимание – это характеристика психических процессов ученика, во-вторых, внимание – заинтересованность чем-то, в-третьих, внимание – расположение к кому-либо. Таким образом, для педагога данное слово является многозначным.
Давайте рассмотрим приемы и методы, которые позволят педагогу управлять вниманием учеников.
Приемы развития внимания как характеристики психических процессов ученика
С точки зрения характеристики психических процессов внимание разделяют на непроизвольное и произвольное.
Управление непроизвольным вниманием на уроке
Для педагога очень важно в процессе урока организовать непроизвольное внимание. Для этого в начале урока предлагаю использовать методы яркого пятна: объекты, различающиеся по цвету и размеру, неожиданная музыка, новые слова.
Интересные результаты дает прием игра голосом. Попробуйте изменить громкость, ритм, скорость своей речи. Начните говорить спокойно, а потом вдруг поменяйте голос на сказочного персонажа, посмотрите, как удивленно на вас посмотрят скучающие ребята. Педагог, используя свое мастерство, взял их в «плен» и повел в страну знаний.
Управление произвольным вниманием на уроке
Управлять надо и произвольным вниманием школьников. В этом педагогу поможет технология 4К. Что входит в содержание технологии 4К? Это критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность.
Наш любимый прием развития критического мышления – кластер. Вместе с учениками мы может составить структурные связи к любому понятию.
Для развития коммуникации проводим театральные уроки: разыгрываем мини сценки из литературного произведения, сочиняем диалоги героев по репродукциям. Например, диалог берез по картине И.Левитана «Золотая осень»: «Твои листья стали золотого цвета!», «Твой хрупкий белоствольный стан заворожил пролетающих птиц».
С целью развития кооперации мы с ребятами проводим нестандартные квест-уроки в командах. Класс делится на команды по 6-7 человек, капитан получает маршрутный лист, в котором указаны станции: Поэтическая, Математическая, Литературная, Кроссвордная и др. На каждой станции предлагается выполнить задание по теме: можно решать кроссворды, задачи, уравнения, ребусы, сочинять стихотворения по предложенным рифмам. В такой форме урока обучение проходит эффективно для каждого ученика.
Для развития креативности на уроке используем метод ассоциаций. Творческое упражнение «Безумный зоолог» предлагает ребятам нарисовать животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост – как у павлина, тело верблюда, ноги – как у собаки, голова – как у петуха. Далее придумываем фантастическому животному название, вроде «петуховерблюдопавлин».
Приемы управления вниманием как заинтересованностью чем-то
Если рассмотреть внимание как заинтересованность ученика в изучении предмета, то перед учителем стоит задача повысить уровень положительной мотивации. Как сформировать положительную мотивацию школьника? Как воспитать у школьника желание идти в школу? Представьте ситуацию, идет урок русского языка. По календарю – середина зимы, но на улице реально глубокая серая дождливая осень: слякоть, грязь. Младшие школьники выполняют упражнения из учебника, отрабатывают тему «однокоренные слова». Вдруг в середине урока за окном меняется картинка! Пошел долгожданный снег, деревья надели белоснежные шапки, земля укрылась пушистым ковром. Как правильно отреагировать учителю? Я думаю, что можно всем классом ринуться к окнам, первые пять минут просто любоваться первым снегом, мечтать о том, как после уроков будем играть в снежки, строить снежную крепость. А затем предложить хором, перебивая друг друга, играть в слова. Кто больше подберет однокоренных слов к слову «снег» или «зима»? И домашнее задание тоже можно изменить. Пусть это будет рассказ-описание «На что похожа первая снежинка». Коллеги, предлагаю проводить уроки, опираясь опыт детей, на ситуации из жизни школьного коллектива.
Примемы управления вниманием как расположением к кому-либо
Как учителю стать близким и родным для своих учеников? Педагог должен быть не над учеником возвышаться, а быть вместе с учениками, точнее сказать, быть внутри ученического коллектива, еще точнее, учитель – должен принимать на себя роль ученика. Готовясь к уроку, подбирая задания, ответьте себе на вопрос: «А мне это интересно?». Подбирайте задания, упражнения, вопросы с учетом интересов ваших учеников. Не забудьте про юмор! Информация в яркоокрашенной ситуации запоминается надолго! Используйте прием живое правило. Практически любое правило можно изобразить с помощью учеников. Например, учим правило ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Выберем пять учеников, раздадим им карточки с буквами Ж, И, Ш, И, Ы. Предлагаем составить пары по правилу. Школьники строятся: Ж-И, Ш-И, а буква Ы остается без пары.
Резюме
Уважаемы коллеги! Экспериментируйте, играйте, вовлекайте, тогда учебный процесс будет для вас и ваших учеников постоянным миром открытий и путешествий в новое и неизведанное.
Желаю успехов в работе!