/
Учителю

Профессиональный рост учителя: что о нем известно

1917

С 2020 года должна действовать новая модель аттестации педагогов. Педагог не только получит оценку своих компетенций, но сможет построить свою карьеру — от учителя-предметника до учителя-лидера. Разбираемся, что известно о модели учительского роста и какие вопросы к ней остаются.

Как учитель сможет профессионально расти?

Учитель сможет выбрать как минимум два пути: совершенствоваться как учитель-предметник или расти до учителя-методиста или учителя-наставника. Пока эти пути называются горизонтальной и вертикальной карьерами.

Какую бы карьеру учитель не выбрал, ему придется как минимум каждые пять лет проходить аттестацию. Любой выпускник вуза, пришедший в школу, начинает свой рост как учитель-предметник. Дальше он может получать первую и высшую категорию, но оставаться тем же предметником, только более профессиональным. Тогда он будет выполнять свои обычные трудовые функции: обучать и воспитывать учеников в соответствии с ФГОС, взаимодействовать с родителями и коллегами.

Также учитель может, получив первую категорию, претендовать на должность учителя-методиста. Тогда его основной трудовой функцией будет проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС. Скорее всего он будет помогать другим учителям или вообще контролировать этот процесс на уровне методического объединения или школы.

Получив высшую категорию учитель сможет стать учителем-наставником. Тогда он будет вести два процесса: координировать образовательную и воспитательную работу других учителей и координировать разработку образовательных программ.

Также учителя-методиста и учителя-наставника называют старшим и ведущим учителями. Эти термины использованы в проекте Национальной модели учительского роста. Также они будут использоваться в новом профессиональном стандарте «Педагог», который пока не утвержден.

Что для этого нужно будет делать?

Как минимум, проходить аттестацию. Скорее всего могут быть дополнительные экзамены, если педагог выберет вертикальную карьеру. Пока непонятно, что делать, если все педагоги в школе, получившие первую категорию, захотят стать учителями-методистами. Возможно, будет введен дополнительный отбор.

Для того, чтобы педагоги успешно проходили аттестацию и профессионально росли, Министерство просвещения введет новые курсы. Точнее разработает систему повышения квалификации педагогов. Пока непонятно, как именно она будет выглядеть.

Когда заработает модель?

В 2020 году. Но скорее всего в этом году первые педагоги пройдут аттестацию на подтверждение должности по новой модели. Возможно, что в 2020 году выпускники вузов начнут сдавать дополнительный экзамен при приеме на работу в школу. Также возможно, что педагоги, у которых кончается срок действия категории в 2020 году, будут проходить аттестацию по-новому. Но точно это неизвестно.

Какие вопросы к ней остаются?

В 2017 году представителя профсоюза «Учитель» сформулировали свои вопросы к национальной модели учительского роста.

Насколько будут отличаться зарплаты учителя, старшего учителя и ведущего учителя? Модель должна быть единой для всех российских учителей. Но при этом учительские оклады определяются на муниципальном уровне. Как будет обеспечено равенство, пока неизвестно.

Какой будет аудиторная нагрузка старших и ведущих учителей? Если она будет меньше 18 часов в неделю, то непонятно, как эти учителя будут претендовать на пенсию «по выслуге лет». Согласно законодательству для получения этой пенсии учитель должен отрабатывать не меньше 18 часов в неделю.

Какие требования будут предъявлены к учителям? Что должен будет уметь учитель-методист и учитель-наставник? Где будут прописаны эти требования — только в профессиональном стандарте или в трудовом договоре? Почему педагог не сможет сразу при приеме в школе доказать, что он может занимать эти должности?

Сколько старших и ведущих учителей будет в одной школе? Главный вопрос — как это отразится на штатном расписании. Ведь если появятся новые должности, возможно придется убирать какие-то другие.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
362
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
181
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
232