Учителя, чаще речь о начальной школе, все больше сталкиваются с проблемами при обучении, которые не являются их профильными. Дети пропускают буквы, не так читают слова, не могут научиться письму. Разбираемся, как учитель может диагностировать логопедические проблемы у детей и подсказать родителям пути их решения.
Причины логопедических проблем у младших школьников
Ребенок не готов к школе. Иногда ребенок даже в семь лет не готов к школе: он не хочет учиться, не готов к физическим и когнитивным нагрузкам, плохо запоминает инструкции, часто отвлекается на занятиях. Из-за этого ребенок может плохо читать слоги и слова, не понимать, как правильно писать те или иные буквы. Из-за неготовности к школе у ребенка не всегда встречаются чисто логопедические проблемы, чаще общие проблемы с обучением.
Проблемы с речью. Ребенка можно учить чтению и письму, только когда у него полностью сформирована речь: он говорит внятно, выговаривает все звуки почти в каждой фразе, совершает мало грамматических ошибок. Если ребенок ошибается в речи, то у него возникнут трудности в чтении и письме.
Задержки развития. Обычно невропатологи и психологи диагностируют серьезные задержки психического развития и отправляют ребят учиться по адаптированным программам. Но иногда специалистам не удается диагностировать минимальную мозговую дисфункцию. Дети с таким расстройством в целом обладают нормальным интеллектом, но испытывают трудности в обучении, в том числе, логопедические. Некоторые специалисты относят к минимальным мозговым дисфункциям гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, которое тоже приводит к проблемам с обучением.
На каких детей обращать пристальное внимание
Логопеды считают, что педагогам начальных классов стоит внимательнее наблюдать за левшами или переученными правшами, ребятами, которые посещали логопедические группы, детям, у которых родители говорят на разных языках, шестилетках, пошедших в школу.
Это не значит, у всех этих детей возникнут логопедические проблемы или иные проблемы с обучением. Но стоит наблюдать за ними в первые две-три недели обучения: как они справляются с заданиями, могут ли они совладать с нагрузкой, насколько хорошо понимают объяснения учителя и следуют им.
Как учитель может диагностировать логопедические проблемы с речью и письмом
Учителю важно обращать внимание, как часто встречаются у ребенка те или иные проблемы с обучением и искать их причины. Например, если ребенок ошибается в письме или чтении редко, то скорее всего это связано с усталостью или внезапным стрессом. Также важно отличать невнимательность от логопедических проблем. Рассеянный ребенок вместо слова «предложение» напишет «придложение», в ребенок с логопедическими проблемами — «бретлошение». С первым ребенком педагогу нужно вспоминать мотивационные приемы и настраивать самоконтроль, а со вторым нужно применять особые логопедические приемы.
Из настоящих логопедических проблем чаще всего у младших школьников встречаются дислалия, дисграфия и дислексия.
Дислалия. Это неверное произношение звуков, иногда двух-трех, а иногда и больше половины алфавита. Дислалию диагностируют у детей старше пяти лет, когда речь более-менее сформирована и можно говорить не о процессе становления, а об ошибках. При этом ребенок правильно строит фразы и предложения, согласовывает слова по родам, числам и падежам.
Дисграфия. Это частичное специфическое нарушение письма. То есть ребенок учится писать и осваивает слова, но допускает ошибки. Например, он может переставлять буквы и слоги, заменять их на другие, писать лишние буквы и слоги в слове, неверно использовать слитное и раздельное написание («наполу», «вы текла»), ошибаться в согласовании слов по роду или числу («добрый мама», «счастливые деть»).
Дислексия. Это частичное специфическое нарушение чтения. Ребенок старается читать, но пропускает буквы, слоги и слова, заменяет их, добавляет лишние и повторяет, а также допускает грамматические ошибки. Часто при чтении ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Например, “они итут” вместо “они идут”.
Как учитель и родители могут справиться с логопедическими проблемами ребенка
Следить за собственной речью. Ребенок берет пример с тех, с кем он общается чаще всего, у младшего школьника это родители и учитель. И те, и другие могут допускать стилистические и речевые ошибки, но должны говорить спокойной, четко, желательно по правилам русского языка. Если родители говорят «ложь» вместо «положи», то также будет говорить, а потом и писать ребенок.
Чаще читать вместе. Во время чтения ребенок усваивает новые слова, обороты, практикуется. При совместном чтении взрослый может поддерживать ребенка и спокойно обращать внимание на недочеты. Также важно, чтобы родители и учитель сами читали детям вслух. Так дети получают хороший пример правильного чтения. При прочтении сложных слов важно замедляться и, если нужно, объяснять или напоминать их значение.
Развивать связную речь. Для развития чтения и письма важно уделять много внимания осмысленной речи: рассказывайте вместе с ребенком истории, пересказывайте сказки, составляйте рассказы по картинкам. Также важно улучшать звукопроизношение: для этого стоит использовать скороговорки и чистоговорки.
Следите за объемом заданий. Важно, чтобы ребенок мог физически справиться с заданиями — иначе он будет уставать и потеряет желание учиться. Разбивайте большие тексты на части, выполняйте задание в несколько приемов, чередуйте игровые и развлекательные задания с анализом текста.
ТРИЗ против скуки. Как еще поможет этот метод учителю начальных классов?
Обращаться к логопеду. Если ваши занятия с ребенком не помогают, обращайтесь к логопеду. Они есть почти в каждой школе, как правило, у одного из учителей начальных классов есть логопедическое или дефектологическое образование. Если вам кажется, что у вас не получится заниматься с ребенком самому, то это тоже повод обратиться к специалисту. Лучше заниматься хотя бы несколько раз в неделю, чем отодвинуть проблему и считать, что ее нет.
Какие упражнения можно использовать для работы с логопедическими проблемами
Корректурная правка. В этом упражнении ребенок должен зачеркивать определенные буквы в сплошном тексте. Начать нужно с одной буквы, например, «а», затем «о», дальше согласные. Лучше выбирать буквы, которые ребенок плохо выговаривает, читает или пишет. Упражнение помогает выделять, узнавать буквы. Также можно работать с парными буквами, например «п/р», «м/л», «г/д»— дети часто их путают. В этом случае нужно одну букву зачеркивать, а другую подчеркивать или обводить в кружок. Важно заниматься каждый день, но не более пяти минут. Также важно брать скучный текст с крупным шрифтом, чтобы ребенок не отвлекался на интересный сюжет.
Пишем вслух. В этом упражнении ребенок должен произносить все слоги и слова, которые он пишет. Проговаривать нужно именно так, как оно пишется (не «малако», а «молоко»), с выделением слабых долей. Особенно важно проговаривать конце слова, потому что в речи дети часто «глотают» окончания.
Лабиринты. Для развития крупной и мелкой моторики важно проходить лабиринты. Их можно рисовать самим или использовать готовые. Важно, чтобы ребенок выполнял это упражнение за письменным столом, в удобной позе и вел безотрывную линию. Также важно, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.