/
Учителю

Оплата труда: подушевая vs ЕТС

3130

Российские школы с 2016 года финансируются по нормативно-подушевому принципу — бюджет школы зависит от количества учеников. Не все довольны этой системой оплаты труда. Наши читатели пишут, что в некоторых регионах школам предлагают выбирать между нормативно-подушевым подходом и другой системой оплаты труда. Разбираемся, в чем плюсы «подушевки», какая система была раньше, какие варианты есть еще.

Что такое нормативно-подушевой подход?

Школа получает деньги в зависимости от количества учеников. На федеральном и региональном уровне установлены нормативы: сколько денег нужно для обучения одного человека. В стоимость включены оборудование, содержание здания и другие хозяйственные расходы, учебники, зарплаты сотрудников, затраты на обучение детей с ОВЗ, затраты на дополнительное обучение педагогов. Чем больше учеников, тем больше в школе денег.

Норматив устанавливают на основании требований к определению нормативных затрат в образовании, утвержденных приказом министерства образования и науки. В требованиях сказано, что на норматив влияют форма обучения, тип организации, требования ФГОС. Регионы и муниципалитеты могут вводить дополнительные коэффициенты — для школ с высоким рейтингом или школ в отдаленных районах.

Какие минусы у нормативно-подушевой системы оплаты труда?

Не все школы выжили. Некоторые попали под оптимизацию и были закрыты или объединены с другими школами. Также закрытие коснулось малокомплектных школ, но некоторые из них удалось отстоять силами жителей.

Некоторым регионам пришлось тяжелей. Например, по исследованиям ВШЭ, норматив в Нижегородской области в 2009 году составлял 9000 рублей на ученика в год. Не все муниципалитеты могут своевременно выделять деньги в школы, потому что средств не хватает.

Школам пришлось зарабатывать. От введения новой системы оплаты труда выиграли крупные и некоторые сельские школы. Другим пришлось делать ставку на внебюджетные услуги. При этом зарабатывать директоров и учителей никто не учил.

А плюсы?

Некоторые школы стали конкурентноспособными. Бюджет зависит от количества учеников, значит, нужно всеми силами привлекать к себе новых ребят. Родители имеют право выбирать школы вне зависимости от прописки — те школы, что смогли обучать лучше и доказать это родителям, получили больше учеников и денег. Также выиграли те школы, что смогли развить внебюджетные услуги.

Некоторые сельские школы выиграли. При старой системе оплаты труда бюджет равномерно делили на все школы. Крупным сельским школам вводили «минусовый» коэффициент, чтобы другим школам тоже достались средства. Теперь этой необходимости не стало: крупные сельские школы получили большое финансирование.

Какая система была до нормативно-подушевой?

Раньше школы получали деньги вне зависимости от количества учеников. Если говорить просто, то их делили поровну по всем школам. Если сложнее, то действовали коэффициенты в зависимости от удаленности школы, от ее типа и статуса.

Педагоги получали зарплату в зависимости от занимаемого разряда. Педагогу присваивали с 7 по 11 разряд единой тарифной сетки. Педагог, только пришедший в школу после педагогического училища или колледжа, получал 7 разряд. Дальше разряд рос со стажем. Также можно было получить 12, 13 и 14 разряды. Их давали за вторую, первую и высшую квалификационные категории.

Ставка — сколько часов ведет учитель — играет свою роль и в новой, и в старой системе. В нормативно-подушевой еще появились компенсационные и стимулирующие выплаты, но это скорее совпадение, а не следствие.

И правда можно выбирать систему оплаты?

Пока точно нет. В некоторых регионах, например, в Бурятии, пытаются придумать систему, альтернативную подушевой. Пока вариантов несколько, но известно, что возвращаться к единой тарифной сетке не собираются. Скорее всего, будут по-другому считать норматив на ученика: в одних селах введут дополнительные коэффициенты, в других уберут.

И даже если можно выбирать систему оплаты труда, решаться это будет на уровне регионов, а не конкретных школ.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
307
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
149
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
193