/
Инклюзия
Учителю
Воспитателю

Педагог в инклюзивных группах и образовательных организациях

19733

В законе «Об образовании» сказано, что все дети, независимо от их уровня развития, имеют право на образование. Сейчас в детских садах и школах соблюдается принцип инклюзии, когда «особые» дети учатся вместе со всеми. Разбираемся, что говорит закон о работе педагога в инклюзивных группах и организациях: насколько это добровольно, как оплачивается работа и какими компетенциями должен обладать педагог. 

Насколько добровольна работа в инклюзивных группах и организациях?

По закону «Об образовании» дети любыми потребностями могут обучаться в детских садах и школах, если на это согласны родители и есть заключение от ПМПК. Дети могут обучаться, как в специальных организациях и специальных группах, так и в обычных группах. Если педагог работает с обычной группой и в нее попадает «особый» ребенок, то педагог не может отказаться от работы. Но таких детей должно быть не больше трех — это не прописано в законах, но рекомендуется экспертами.

Если дети обучаются в комбинированной группе, то есть с детьми без особых возможностей и потребностей, или в компенсирующей группе, то педагог может отказаться от работы в такой группе. Но часто педагогов не хватает и поэтому им приходится соглашаться. Но и в таком случае, они должны добиваться особых условий оплаты труда, особых норм по количеству детей в группе и обучения. В СанПиН можно узнать точные нормы.

В школах, как правило, также «особые» дети учатся в обычных классах или комбинированных. Нормы о наполняемости можно также посмотреть в СанПиН.

Есть ли требования к компетенциям?

Точных требований к компетенциям педагогов, работающим с «особыми» детьми нет, но есть требования к обязанностям. Педагог должен составить адаптированную образовательную программу и работать по ней. Важно понимать, что педагог остается педагогом и не выполняет функции тьютора, дефектолога и психолога. Как правило, «особым» детям необходим тьютор, значит в любой образовательной организации он должен быть, хотя бы один. 

При этом педагог имеет право получить дополнительное профессиональное образование, чтобы эффективнее работать с «особыми» детьми. Он может пройти профессиональную переподготовку или пройти повышение квалификации один раз в три года за счет работодателя. Но вот получить высшее образование он может только за свой счет. Если такой специалист очень нужен организации, то можно договориться об оплате 50 на 50. Но только договориться — законом эта опция никак не регламентирована. 

Положен ли мне удлиненный отпуск, если я работаю с ребенком с ОВЗ?

Как оплачивается работа в инклюзивных группах?

Решение об условиях оплаты принимает образовательная организация. Для этого должны быть указаны особые условия в коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о стимулирующей части оплаты труда.

А вот рабочее время педагога определено приказов Министерства образования — педагог, работающий с детьми с ОВЗ, работает 25 часов в неделю на ставку. Но для этого он должен работать в комбинированной или компенсирующей группе.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
04.04.2024
941
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
405
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
219