Не учитывают поручения президента, увеличивают бюджет, "загоняют" учителей в стресс, не помогают школьникам социализироваться — 500 замечаний к проектам новых ФГОС сделали эксперты РАО.
Российская академия образования (РАО) по запросу Минпросвещения провела независимую экспертизу проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и основного общего образования.
Экспертизу проектов проводил специально созданный совет РАО — пять комиссий и семнадцать рабочих групп. Всего в экспертизе проектов участвовали более 300 экспертов, среди них 39 академиков РАО, 57 членкоров, а также три академика Российской академии наук (РАН).
В общей сложности совет отметил более 500 существенных замечаний к проектам образовательных стандартов. Претензии академиков к ФГОС, например, такие:
- Стандарты больше ориентированы на контроль учащихся, чем на создание благоприятной ситуации интеллектуального развития и развития личности учеников.
- Не предлагают способов социализации, а также профилактики и коррекции агрессивного, суицидального и противоправного поведения с учетом особенностей возраста и личности.
- Крайне формально излагают задачи сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя и табака.
- В необходимом объеме не предусматривают профилактику эмоционального выгорания, профессиональной деформации педагогов.
- Не учитывают в необходимом объеме поручения президента Путина снизить внеучебную нагрузку на школьников.
- Не определяют в необходимом объеме задачи духовно-нравственного развития учащихся.
- Имеют изменения, которые могут повлечь увеличение бюджетного финансирования.
- Излишне детализируют требования к материально-техническим условиям.
- Не раскрывают механизмов обеспечения единого образовательного пространства в России.
- Опираются на неясную методологическую и научно-методическую основу, которая не отвечает «вызовам эпохи» современного технологического развития.
Александр Асмолов, профессор МГУ: Новый образовательный стандарт превращает детей в каких-то хомяков с защечными мешками, набитыми знаниями, устаревающими уже через час. Минпросвещения мне часто представляется министерством всеобщего потемнения, которое, как чеховский злоумышленник, отвинчивавший с рельсов гайки, не ведает что творит.
Некоторые эксперты по поводу новых образовательных стандартов высказались гораздо жёстче. Председатель комиссии по науке и образованию Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, заслуженный профессор МГУ Александр Асмолов заявил, что это «ядерная бомба» для школ: школьники не смогут социализироваться в современном мире; их права на качественное образование будут нарушены; а Россия не только не войдет в топ-10 лучшего мирового школьного образования, но и столкнется с ослаблением конкурентоспособности и безопасности. Профессор Асмолов надеется, что вопрос о новом ФГОС будет вынесен на встречу комиссии по науке и образованию СПЧ с президентом Путиным.
Впрочем, по словам первого замминистра просвещения Павла Зеньковича, экспертиза РАО — единственная отрицательная из полученных министерством.
Экспертизы нам прислали 75 регионов, больше десяти предметных ассоциаций... В целом они, хотя и содержат замечания, но положительные. РАО выделились!
Несмотря на замечания, совет РАО отметил большую проделанную работу разработчиков. Но вывод экспертов однозначный: оба проекта требуют существенной доработки и повторного обсуждения.
11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!