Загрузка...

Монтессори-педагогика: как она помогает развитию ребенка и его свободного выбора?

Главная/К-журнал/Монтессори-педагогика: как она помогает развитию ребенка и его свободного выбора?
Воспитателю
Монтессори-педагогика: как она помогает развитию ребенка и его свободного выбора?
25.09.2019
305

В России больше 20 лет работают детские сады по системе Монтессори. Их выпускники показывают результаты на уровень выше других детей и способны к свободному выбору и самоорганизации. Почему так? Разбираемся вместе с Валентиной Михайловой, директором Санкт-Петербургской монтессори-школы, членом правления международной монтессори организации, соавтором программы «Детский сад по Монтессори».

Чем особенна монтессори-педагогика?

Программа «Детский сад по Монтессори» создана на базе педагогической системы Марии Монтессори. В ее основе простая идея: каждый ребенок рождается с внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он оказался. Именно ребенку нужно давать инициативу в развитии.

Ребенок развивается на основе универсальных внутренних законов. Один из законов — возрастная периодизация. Нужно обращать внимание на особенности возраста. До шести лет ребенок строит сам себя, развиваются сенсорика, моторика и речь. В этом возрасте его разум впитывает все в себя как губка. Задача взрослых — дать условия для такого впитывания.

По Монтессори внутренний потенциал каждого ребенка развивается благодаря внешней среде. Но не каждой, а правильно организованной.


В итоге система Монтессори — эта система саморазвития детей в окружающей среде. Но требования к среде жесткие. Нельзя взять развивающие игрушки, расставить их по комнате и сказать, что это сад системы Монтессори. Нужны особые материалы — автодидактические. Это значит, что ребенок сам учится, взаимодействуя с этими материалами.

Задача педагога — создать развивающую среду, организовать свободную работу детей и занять позицию наблюдателя. Дети сами выбирают материал, решают, сколько они хотят с ним заниматься, сами контролируют свои ошибки.

На что способны выпускники монтессори-групп?

Познавательная активность. К 7-8 годам приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умеют выбирать занятие, завершать начатое дело. Любознательны и активны в исследовании окружающей жизни.

Мышление. Развитие интеллектуальных, творческих и эстетических способностей позволяет им анализировать, наблюдать, сравнивать различные объекты и группировать их по признакам. 

В монтессори-педагогике инициатива за ребенком, а не педагогом. Воспитатель занимает не самую привычную для себя позицию наблюдателя.


Грамотность и моторика. Большинство детей к 6 годам, осваивают письмо и чтение, имеют элементарные математические представления. Приобретают навыки работы с мелками, красками, карандашами, кистью; вырезают с помощью ножниц; вырезают различный аппликации, работают с тканью, бумагой, природными материалами.

Музыкальные способности. К 6 годам интонируют простые песни, ритмично двигаются под музыку, музицируют на элементарном уровне. 

Как работают с детьми в системе Монтессори?

Свободная работа детей с монтессори-материалами. Занимает продолжительное время. Как правило, два с половиной часа утром дети свободно играют, рисуют. 

Индивидуальное мини-занятие с ребенком. Ребенок чаще играет со знакомыми материалами: для этого их нужно индивидуально показать ребенку. Презентуют понемногу — каждый день, в течение 5-7 минут. 

Коллективное занятие в кругу. Эта форма особенно хорошо приживается в России. Группа в течение 15-20 минут собирается в круг: дети что-то обсуждают, принимают решения, касающиеся их жизни, поздравляют друг друга с днями рождения, обсуждают маленькие жизненные истории, высказывают свои соображения. 

Одна из форм работы — коллективное занятие по кругу — особенно хорошо прижилось в России.


Творческие занятия в малой группе детей. В группу входит от 8 до 12 человек одного возраста или разных возрастов. Это зависит от целей занятия и уровня развития детей: музыкальные занятия, творческие занятия. 

Свободная сюжетно-ролевая игра. Дети играют, педагог наблюдает. Иногда подкидывает идеи для игр, но не управляет ими. 

Общие групповые образовательные события. Это праздники, познавательные события. Иногда приглашают родителей. 

Как организована развивающая предметно-пространственная монтессори-среда?

Стандартно разделена на пять зон: пространство упражнений жизненной практики, пространство сенсорного развития, уголок математики, уголок русского языка, уголок основ культуры и природы. 

Монтессори-среда делится на пять зон — практики, сенсорного развития, математики, русского языка, культуры и живой природы.


В отдельных комнатах расположены пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, сцена для театрализованной деятельности, пространство для сюжетно-ролевых игр, комната для развития двигательной активности.

Среда оборудована стульями и столами по росту детей. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов — не выше уровня глаз детей. Также есть стойка с ковриками для индивидуальной работы. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе или в коробке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Материалы полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе.

Что ребенок выбирает сам?

Материал для своей деятельности. Если он был показан, знаком, то ребенок понимает, чем он сейчас хочет заниматься. Материалы — это игрушки, вода для переливания из емкости в емкость, бусины и так далее.

Длительность. Его никто не торопит и не подгоняет. Именно для этого организована длительная свободная работа детей с материалами.

Место. Место, как правило, связано с материалом. Но иногда ребенок может вынести материал на другое место, но потом убрать его. 

Заниматься одному, в паре с другом или в маленькой компании. Например, дети без педагога собираются в маленькой компании и проводят зарядку. 

Конечно, педагог сначала должен познакомить детей с разными видами деятельности, но потом дети делают свободный выбор, организуются сами. Педагог не помогает рисовать: он работает вместе с ребятами, рисует образец, но дети сами исправляют свои ошибки.

За счет развития самоорганизации ребенок проходит три этапа: новичок, уверенный детсадовец, лидер, который может быть наставником для маленьких ребят. Каждый этап занимает один год.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на   курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

-10% на переподготовку для воспитателей
Подробнее
Подписка на новости
Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу
Спасибо за подписку!
На Ваш e-mail выслано письмо для подтверждаения подписки.

Читайте также

Дошкольник на дистанционке: как помириться воспитателям и родителям
Дошкольник на дистанционке: как помириться воспитателям и родителям
21.04.2020
1547
Как и во что играть с ребенком и не “перегореть”? И почему это важно?
Как и во что играть с ребенком и не “перегореть”? И почему это важно?
14.04.2020
268
Дошкольники на карантине: как заниматься удаленно
Дошкольники на карантине: как заниматься удаленно
14.04.2020
3206
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки*
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку