Загрузка...

Монтессори-педагогика: как она помогает развитию ребенка и его свободного выбора?

Главная/К-журнал/Монтессори-педагогика: как она помогает развитию ребенка и его свободного выбора?
Воспитателю
Монтессори-педагогика: как она помогает развитию ребенка и его свободного выбора?
25.09.2019
84

В России больше 20 лет работают детские сады по системе Монтессори. Их выпускники показывают результаты на уровень выше других детей и способны к свободному выбору и самоорганизации. Почему так? Разбираемся вместе с Валентиной Михайловой, директором Санкт-Петербургской монтессори-школы, членом правления международной монтессори организации, соавтором программы «Детский сад по Монтессори».

Чем особенна монтессори-педагогика?

Программа «Детский сад по Монтессори» создана на базе педагогической системы Марии Монтессори. В ее основе простая идея: каждый ребенок рождается с внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он оказался. Именно ребенку нужно давать инициативу в развитии.

Ребенок развивается на основе универсальных внутренних законов. Один из законов — возрастная периодизация. Нужно обращать внимание на особенности возраста. До шести лет ребенок строит сам себя, развиваются сенсорика, моторика и речь. В этом возрасте его разум впитывает все в себя как губка. Задача взрослых — дать условия для такого впитывания.

По Монтессори внутренний потенциал каждого ребенка развивается благодаря внешней среде. Но не каждой, а правильно организованной.


В итоге система Монтессори — эта система саморазвития детей в окружающей среде. Но требования к среде жесткие. Нельзя взять развивающие игрушки, расставить их по комнате и сказать, что это сад системы Монтессори. Нужны особые материалы — автодидактические. Это значит, что ребенок сам учится, взаимодействуя с этими материалами.

Задача педагога — создать развивающую среду, организовать свободную работу детей и занять позицию наблюдателя. Дети сами выбирают материал, решают, сколько они хотят с ним заниматься, сами контролируют свои ошибки.

На что способны выпускники монтессори-групп?

Познавательная активность. К 7-8 годам приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умеют выбирать занятие, завершать начатое дело. Любознательны и активны в исследовании окружающей жизни.

Мышление. Развитие интеллектуальных, творческих и эстетических способностей позволяет им анализировать, наблюдать, сравнивать различные объекты и группировать их по признакам. 

В монтессори-педагогике инициатива за ребенком, а не педагогом. Воспитатель занимает не самую привычную для себя позицию наблюдателя.


Грамотность и моторика. Большинство детей к 6 годам, осваивают письмо и чтение, имеют элементарные математические представления. Приобретают навыки работы с мелками, красками, карандашами, кистью; вырезают с помощью ножниц; вырезают различный аппликации, работают с тканью, бумагой, природными материалами.

Музыкальные способности. К 6 годам интонируют простые песни, ритмично двигаются под музыку, музицируют на элементарном уровне. 

Как работают с детьми в системе Монтессори?

Свободная работа детей с монтессори-материалами. Занимает продолжительное время. Как правило, два с половиной часа утром дети свободно играют, рисуют. 

Индивидуальное мини-занятие с ребенком. Ребенок чаще играет со знакомыми материалами: для этого их нужно индивидуально показать ребенку. Презентуют понемногу — каждый день, в течение 5-7 минут. 

Коллективное занятие в кругу. Эта форма особенно хорошо приживается в России. Группа в течение 15-20 минут собирается в круг: дети что-то обсуждают, принимают решения, касающиеся их жизни, поздравляют друг друга с днями рождения, обсуждают маленькие жизненные истории, высказывают свои соображения. 

Одна из форм работы — коллективное занятие по кругу — особенно хорошо прижилось в России.


Творческие занятия в малой группе детей. В группу входит от 8 до 12 человек одного возраста или разных возрастов. Это зависит от целей занятия и уровня развития детей: музыкальные занятия, творческие занятия. 

Свободная сюжетно-ролевая игра. Дети играют, педагог наблюдает. Иногда подкидывает идеи для игр, но не управляет ими. 

Общие групповые образовательные события. Это праздники, познавательные события. Иногда приглашают родителей. 

Как организована развивающая предметно-пространственная монтессори-среда?

Стандартно разделена на пять зон: пространство упражнений жизненной практики, пространство сенсорного развития, уголок математики, уголок русского языка, уголок основ культуры и природы. 

Монтессори-среда делится на пять зон — практики, сенсорного развития, математики, русского языка, культуры и живой природы.


В отдельных комнатах расположены пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, сцена для театрализованной деятельности, пространство для сюжетно-ролевых игр, комната для развития двигательной активности.

Среда оборудована стульями и столами по росту детей. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов — не выше уровня глаз детей. Также есть стойка с ковриками для индивидуальной работы. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе или в коробке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Материалы полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе.

Что ребенок выбирает сам?

Материал для своей деятельности. Если он был показан, знаком, то ребенок понимает, чем он сейчас хочет заниматься. Материалы — это игрушки, вода для переливания из емкости в емкость, бусины и так далее.

Длительность. Его никто не торопит и не подгоняет. Именно для этого организована длительная свободная работа детей с материалами.

Место. Место, как правило, связано с материалом. Но иногда ребенок может вынести материал на другое место, но потом убрать его. 

Заниматься одному, в паре с другом или в маленькой компании. Например, дети без педагога собираются в маленькой компании и проводят зарядку. 

Конечно, педагог сначала должен познакомить детей с разными видами деятельности, но потом дети делают свободный выбор, организуются сами. Педагог не помогает рисовать: он работает вместе с ребятами, рисует образец, но дети сами исправляют свои ошибки.

За счет развития самоорганизации ребенок проходит три этапа: новичок, уверенный детсадовец, лидер, который может быть наставником для маленьких ребят. Каждый этап занимает один год.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на   курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

-10% на переподготовку для воспитателей
Подробнее
Подписка на новости
Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу
Спасибо за подписку!
На Ваш e-mail выслано письмо для подтверждаения подписки.

Читайте также

Ментальная арифметика растит одаренных?
Ментальная арифметика растит одаренных?
17.10.2019
68
Три особенности новых детей и что с ними делать учителю (и не только)?
Три особенности новых детей и что с ними делать учителю (и не только)?
21.05.2019
476
СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога
СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога
13.05.2019
700
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку