Загрузка...

Развиваем коммуникативные навыки у детей

Главная/К-журнал/Развиваем коммуникативные навыки у детей
Воспитателю
Развиваем коммуникативные навыки у детей
349

Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с яблоками, чем уметь общаться, мыслить творчески или работать в команде.Но пока мы стараемся сосредоточиться на развитии только академических навыков, теряется нечто важное — то, без чего им точно не обойтись в будущем. Эта статья — один из шагов к воспитанию целостных, успешных и счастливых детей.

Что за коммуникативный навык?

Это не навык, а сумма разных умений и навыков, позволяющих доносить до другого свои мысли и чувства и понимать чужие. Коммуникативные навыки можно (достаточно условно) разделить на две группы: навыки, помогающие передавать мысли и чувства, навыки, помогающие понимать другого. К первой группе относят умение презентовать себя, способность к самоконтролю, умение говорить, ко второй — эмпатию, умение слушать и слышать, умение договариваться.

Зачем нужны коммуникативные навыки?

Чтобы не быть одному, быть принятым в обществе, но при этом не потерять себя. Если человек умеет только слушать других, но не умеет говорить о себе, он может потерять свое «я», стать конформным. Если человек умеет говорить только о себе, но не умеет прислушаться к другим, его могут «изгнать» из общества, разорвать с ним социальные связи.

Социальные связи важны, даже если люди не признаются себе в этом. Они помогают человеку материально и эмоционально. До сих люди объединяются в компании, чтобы строить бизнес, возделывать землю, спасать жизни. И до сих пор люди тянутся друг к другу за теплом и поддержкой — пусть и не напрямую, а через интернет.

Коммуникативные навыки развиваются постепенно: сначала ребёнок учится считывать невербальную информацию, потом учит первые слова, потом учится читать между строк. Также постепенно он учится слушать и слышать, вставать на место другого человека, понимать все тонкости человеческого взаимодействия.

Зачем и как развивать эмоциональный интеллект у ребенка?

Как развивать коммуникативные навыки?

Развивать навыки самопрезентации. Ребенку важно не просто правильно говорить, но доносить свои мысли и чувства до других. У младенца, который может весь свой внутренний мир выразить одним криком, дела с самопрезентацией лучше, чем у стеснительного дошкольника.

Чтобы развить навыки самопрезентации, нужно научить ребёнка понимать свои потребности и выражать их. Научить пониманию потребностей можно через гимнастику и йогу: так ребёнок научится слышать свое тело, понимать, что с ним происходит. Также ребёнка нужно учить пониманию эмоций: вот я злюсь, боюсь, радуюсь. Выражению эмоций помогают ролевые игры: ребёнок воет как волчонок, ругается как пират, плачет как младенец и учится выражать разными способами свои мысли и чувства.

Работать с границами. Коммуникация тесно связана с понятиями «я» и «другой». Учить границам нужно с первого года жизни: где заканчивается тело ребёнка и начинается тело другого, как можно просить и требовать, а как нельзя, где можно остаться с родителями, где нужно дать им свободу. Узнавание границ не проходит гладко: дети дерутся, обзываются, замыкаются в себе. Важно обсуждать с ребёнком каждое нарушение границ и объяснять, почему важно их соблюдать.

Работать с эмпатией. После двух лет ребёнок постепенно учится вставать на место другого. Но все равно выделяет себя: я лучше, я не могу терпеть, а другой может. Важно на примере игрушек, родственников, сверстников учить пониманию эмоций. Если мишка обиделся, то он плачет и не хочет ни с кем общаться и ему можно помочь, утешив его. Но утешать можно по-разному: мишка может захотеть остаться один и лучше его не трогать. Постепенно ребёнок осваивает чувства других и становятся эмпатичным, понимающим.

Задать морально-нравственные нормы. У коммуникации есть свои законы, в том числе морально-нравственные. Важно определить для себя самые главные из них: нельзя причинять боль другим, нужно охранять свои границы, важно слушать мнение другого. Развитию помогают ролевые игры, обсуждение ситуаций и сказок. 

Как понять, что навык не развит?

Если у ребенка до семи лет не развиты коммуникативные навыки, это может говорить о нарушениях развития. Если ребенок не начинает общаться с другими людьми в год, то его проверяют на расстройства аутистического спектра. Это не приговор — существуют психологические методы, помогающие таким детям адаптироваться и даже почти полностью изменить поведение. О способах тестирования, профилактики и коррекции аутистических расстройств можно прочитать на сайте ВОЗ.

Если ребенок не может найти общий язык и даже темп общения с другими детьми, это может быть связано с синдромом дефицита внимания. Обычно такие дети чересчур активны, рассеяны, не чувствительны к «нет». Подробно о СДВГ рассказывает психиатр Елисей Осин в своём видео.

Также трудности в коммуникации могут быть связаны с застенчивостью, тревожностью, стилем семейного воспитания и трудностями адаптации к группе. Если эти трудности не исчезают сами, нужно обратиться за помощью к психологу.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее
Подписка на новости
Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу
Спасибо за подписку!
На Ваш e-mail выслано письмо для подтверждаения подписки.

Читайте также

Ребенку стало плохо в школе или детском саду: что делать и кто за это отвечает
Ребенку стало плохо в школе или детском саду: что делать и кто за это отвечает
04.03.2021
26
Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители
Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители
03.03.2021
138
Что теперь будет, если педагог болеет, но выходит на работу?
Что теперь будет, если педагог болеет, но выходит на работу?
01.03.2021
369
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку