/
Родителю

Как развивать детей с разными видами восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики?

211
Автор статьи
Учитель-логопед, магистр дефектологии, специалист в области диагностики детей раннего возраста и занятий по “запуску речи”.

Ещё учась в институте, я увидела статью Аси Штейн «Разные дети», в которой она делит детей не так, как мы привыкли, на аудиалов, визуалов и кинестетиков, а на «детей слова», «детей знака», «детей цвета» и «детей звука». Мне такое описание показалось очень необычным и интересным. Поэтому я стала подробнее изучать эту тему и наблюдать за своими учениками, чтобы попытаться определить, какой тип восприятия ближе тому или иному ребёнку и как ему будет проще запоминать и обрабатывать информацию.

Как дети с разными типами восприятия изучают игрушки

Проводя занятия и диагностики с детьми, я стала наблюдать за тем, какие игрушки они выбирают, как с ними взаимодействуют, и вот что могу сказать: аудиалы, визуалы и кинестетики будут абсолютно по-разному изучать новый предмет. Например, кинестетик сначала потрогает незнакомую игрушку, надавит, попробует на вкус (да, иногда и детки 4-5 лет грешат этим), аудиал первым делом потрясет ее, чтобы проверить, не шумит ли она, надавит на нее или бросит, чтобы получить звук, а визуал будет тщательно рассматривать, поворачивать предмет.

Индивидуальный подход к обучению детей по типам восприятия

Поэтому я убеждена, что каждому ребенку при обучении можно упростить задачу и помочь выучить новый материал тем способом, который ему ближе по виду восприятия: для аудиала это может быть запись на диктофон лекции или начитка текста вслух кем-то или самим ребенком для лучшего запоминания и самоконтроля; для визуала будет удобна мнемотехника (запоминание текста по картинкам), а кинестетик может что-то сжимать во время заучивания, чёркать на листе бумаги. Но бывают и не чистые аудиалы или кинестетики. Я, например, очень плохо воспринимаю информацию на слух, но мне легче всего запомнить новую информацию зрительно-моторно, т. е. лучше всего я запоминаю информацию, когда вижу ее, пишу или зарисовываю в виде картинок, схем и таблиц (визуал) и когда соединяю какие-то слова с жестом или действием (кинестетик).

Если опираться на деление вышеупомянутой мной Аси Штейн, то там тоже есть моменты, описанные в одном и том же типе восприятия, которые не свойственны ребенку, и другие, которые идеально описывают его же восприятие мира. Каждый человек индивидуален, у каждого свои сильные и слабые стороны, способности к тем или иным сферам (танцам, музыке, математике или робототехнике…), поэтому благодаря выявлению наиболее сильного канала восприятия мы можем лучше понять своих детей или учеников и выстроить свою работу максимально эффективно, облегчив, тем самым, учебный процесс для них.

Баланс развития всех видов восприятия у детей

Поэтому на своих занятиях я стараюсь учитывать основной вид восприятия ребенка, но в тоже время рекомендую родителям предлагать ребенку занятия, направленные и на более слабый канал восприятия. Если ребенок обожает собирать пазлы, искать отличия, может часами напролет собирать лего, то разбавлять такие легкие для него занятия заданиями на слуховое и тактильное восприятие (например, "Что звучит?", "Где звенит?", "Угадай мелодию", "Угадай на ощупь", "Опиши предмет с закрытыми глазами", игра «Крокодил» и т. п.). Аналогично и с детьми с другими видами восприятия: оставляем на десерт, как поощрение, лёгкие и любимые игры и упражнения.

А закончить статью хочу цитатой: «Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше понимать малыша, найти с ним "общий язык", выстроить систему обучения таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным и доступным для него способом».

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Роль искусства в развитии эмоционального интеллекта у детей
Роль искусства в развитии эмоционального интеллекта у детей
23.08.2024
136
Алгоритм работы со злостью ребенка дошкольного возраста
Алгоритм работы со злостью ребенка дошкольного возраста
17.08.2024
208
Как развивать креативное мышление у школьников: практические советы
Как развивать креативное мышление у школьников: практические советы
12.08.2024
257