С 1 марта по 21 мая в российских школах проходят всероссийские проверочные работы. Разбираемся, по каким правилам они проходят, обязательно ли их писать, ставят ли за них оценки и как быть, если не согласен с результатами.
Зачем нужны ВПР
С помощью ВПР можно проверить, насколько хорошо школьники по всей стране осваивают образовательную программу. Раньше эффективность обучения можно было оценить только по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Но, во-первых, чем раньше проверишь эффективность, тем быстрее сможешь скорректировать учебные программы. Если уже в четвертом классе понятно, что вся параллель не справилась с математикой, значит, в преподавании нужно что-то менять. Во-вторых, к ОГЭ и ЕГЭ многие ученики готовятся вместе с репетиторами и их вклад сложно отделить от вклада школьных учителей. Также с помощью ВПР можно проверить, насколько хорошо получается у школ реализовывать ФГОС.
То есть ВПР это, в первую очередь, диагностика. Так Рособрназдор и Министерство просвещения узнает качество подготовки учеников и каждый год направляет по итогам ВПР методические рекомендации в школы. С их помощью, как надеются чиновники, можно улучшить качество обучения.
Раньше вместо ВПР проводились итоговые контрольные работы, но школы сами составляли для них задания, определяли уровень сложности и критерии оценки. Теперь все сделано по единому стандарту.
Как пишут ВПР в этом году
В приказе Рособрнадзора сказано, что в этом году ВПР проводится с 1 марта по 21 мая. Точное расписание работ определяется самой школой. Рособрнадзор рекомендует проводить ВПР на 2-4 уроках. В документе точно не сказано, как часто нужно проводить ВПР, но по косвенным фразам можно понять, что лучше это делать раз в неделю.
С 1 по 26 марта проходят ВПР у одиннадцатиклассников и десятиклассников. Выпускники пишут проверочные по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранному языку, а десятиклассники только по географии. В этом году школы сами решают, проводить ВПР для одиннадцатиклассников и десятиклассников или нет. Точные даты проведения проверочных по каждому предмету также определяет школа.
С 15 марта по 21 мая проходят ВПР у учеников 4-8 классов:
-
Четвероклассники пишут работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Пятиклассники — по русскому языку, математике и биологии.
-
Шестиклассники пишут обязательные работы по русскому языку и математике. Также для каждого шестого класса случайно выбирают два предмета из четырех: история, биология, география, обществознание.
-
Семиклассники пишут работы по русскому языку, математике, истории, биологии, географии, обществознанию, физике, иностранному языку.
-
Восьмиклассники пишут обязательные работы по русскому языку и математике. Также они пишут работы по двух предметам из шести: история, биология, обществознание, география, физика, химия. Предметы случайно выбираются для каждого класса в параллели.
ВПР требуют отменить, и на это у учителей есть четыре причины
Ребенок не хочет писать ВПР. Что делать?
Огромная вероятность, ему придется писать проверочную работу, даже если ученик не хочет.
В своем письме 2017 года Рособрнадзор давал более-менее подробные разъяснения о ВПР. Там сказано, что для школ участие в ВПР считается обязательным, так как Рособрнадзор хочет провести диагностику знаний школьников и оценить качество работы учителей. Раз для школ это обязательно, то и для учеников тоже. Теоретически школа может провести ВПР только для одного класса в параллели, но вряд ли кто-то из учеников и классных руководителей согласится на это. В 2016-2018 годах некоторые школы отказывались от участия в ВПР и выбирали другие формы диагностики знаний. Но сейчас это единичные случаи.
С другой стороны, в том же письме сказано, что школа сама решает, будет участвовать в ВПР отдельный ученик или нет. Это значит, что школа должна составить положение о проведении ВПР и прописать в нем, можно ли освобождать от участия детей-инвалидов, тех, кто находится на больничном, олимпиадников или кого-то еще.
Как изменится жизнь учителя, если ученики завалят аттестационную работу?
Результаты ВПР влияют на успеваемость?
Нет, не должны. По замыслу Рособрнадзора ВПР — это диагностический инструмент, а не промежуточная или итоговая аттестация. Ученики получают баллы, учителя и ведомства их анализируют и решают, как лучше построить дальнейшую образовательную работу.
При этом в некоторых регионах представители Рособрнадзора рекомендуют ставить положительные оценки за ВПР в журнал, а двойки и тройки не учитывать.
Если педагог все-таки ставит в журнал отрицательные оценки, стоит обратиться к директору. Если это решение директора и оно даже прописано в положении о проведении в ВПР, обращайтесь в региональный департамент образования с жалобой. Потому что эти решения нарушают рекомендации Рособрнадзора.