Интерактивные методы обучения занимают особое место в современной педагогике, поскольку они способствуют активному вовлечению школьников и студентов в учебный процесс, повышают качество усвоения материала и развивают навыки сотрудничества, критического мышления и коммуникации. Эти методы предоставляют возможность обучающимся не просто слушать преподавателя, а активно участвовать в учебном процессе, применять полученные знания на практике и решать проблемы в коллективе.
Прежде чем остановимся подробнее на некоторых из них, обговорим, что эффективная формула любого современного метода, по нашему мнению, включает опору на нормативные документы, ФГОСы в том числе, цифровые ресурсы (диджитал, геймификация, визуализация), а также современную культуру. Интерактивность как таковая подразумевает наличие вовлекающего образовательного контента, способного включить обучающихся в изучение той или иной темы.
Голосование, опросы и квизы являются отличным способом привлечения внимания и взаимодействия с аудиторией. Для этого подойдут такие ресурсы, как «Опросникум», «Квизис», «Май квиз», «Неарпод» и др. Они способствуют интерактивности, потому что привлекают внимание, заставляя участников задуматься и активно участвовать в процессе, что вызывает интерес и привлекает внимание аудитории; они повышают вовлеченность – участие в голосовании или опросе позволяет людям ощутить свою значимость, помогает им лучше воспринимать информацию. Кроме того, такие инструменты создают возможность обратной связи: голосование и опросы позволяют получить ответ от аудитории, что помогает узнать мнение и предпочтения публики для улучшения контента или услуг. Использование голосований, опросов и квизов может способствовать взаимодействию между участниками, позволяя им обсуждать результаты, делиться мнениями и взаимодействовать друг с другом.
Квесты как метод также способствуют интерактивности, потому что они предоставляют игрокам возможность погружаться в увлекательные приключения, принимать решения и принимать участие в развитии сюжета. Инструмент для создания онлайн-квестов по типу «Выйди из комнаты» – платформа «Джойтека». Игрокам предстоит исследовать различные локации комнат, выполнять задания, которые учитель на свое усмотрение и под требования своего предмета может туда загрузить. В процессе выполнения квестов игрокам приходится активно взаимодействовать с игровым миром, принимать решения и размышлять над действиями, что делает игровой процесс более увлекательным и интересным (см. Рис.1).
Рис.1. Квест-комната на платформе «Джойтека», где можно размещать задания.
Проектная деятельность способствует интерактивности благодаря коллективному взаимодействию учащихся в решении проблемы и использованию технологий. Яркий пример – создание резюме выпускников Царскосельского лицея, приуроченное к 19 октября. Для реализации подобного рода проекта ученикам потребовалось провести отбор информации по различным источникам, систематизировать ее по блокам современного резюме, в графическом редакторе оформить итоговый проект, включив в него элементы современной игровой культуры (см. Рис.2)
Рис. 2. Коллективный проект обучающихся, приуроченный к Дню рождения Царскосельского лицея (из личного архива).
Использование интерактивных методов в современной педагогике способствует повышению мотивации студентов, развитию критического мышления и формированию практических навыков. Они помогают создать более динамичное и эффективное обучающее окружение, стимулируя студентов к самостоятельной активности и творческому мышлению.