/
Учителю

Дисциплина в классе: как выстроить и что можно делать

12837

Когда дисциплина в классе учителя напрягает и не дает нормально объяснять материал урока, работать очень сложно. Разбираемся, как учитель может держать порядок в рамках дозволенного законом.

Что такое дисциплина?

Учителя часто понимают дисциплину в классе так: все ученики сидят за партами, внимательно слушают учителя, отвечают, когда он спрашивает, после звонка аккуратно встают и покидают класс. Такого добиться сложно: ученики живые люди, а не роботы. Они могут отвлекаться, скучать, общаться друг с другом. Другое дело — уважение к учителю и одноклассникам. Не драться, не кусаться, не материться — это тоже дисциплина. Кажется, что важнее быть уважительным друг к другу, не нарушать закон и этические нормы.

В законе «Об образовании» четкого определения дисциплины нет. В пункте 6 статьи 28 сказано, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и соблюдать права и свободы обучающихся. При этом ученики и учителя имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, но обязаны уважать честь и достоинство друг друга. Также ученики имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

То есть главное, чтобы ученик не нарушил права и границы учителя и других учеников?

В каком-то смысле, да. Другое дело, что нарушить границы легко. Можно похлопать одноклассника по спине, попросить ластик и уже помешать ему слушать урок. Можно задать интересный вопрос учителю, сбить его с мысли и нарушить ход урока. И первый, и второй поступки не являются хулиганством, рукоприкладством, но нарушают границы учеников и учителя.

Здесь учителю приходится решать: одергивать таких учеников или давать им жить своей жизнью, но направлять в русло урока. И это больше похоже на поддержание групповой динамики, чем на классическое построение дисциплины.

Что такое групповая динамика и как она работает на дисциплину?

Это взаимоотношения между участниками группы. Термин чаще используется для описания отношений в постоянной группе, например, в классе на протяжении всех лет учебы. Но можно применить его к конкретному уроку. Если учитель следит за динамикой на уроке, он увидит смену настроений, зарождающиеся конфликты, скуку, а значит, может предотвратить нарушение дисциплины. Кстати, учитель в какой-то мере тоже участник группы. Можно наблюдать за собственным состоянием и понимать, что происходит в классе.

То есть просто следить за классом? А если он большой?

Да, наблюдать динамику проще в малой группе до 15 человек. Но и в большей аудитории можно разобраться — ученики разобьются на микрогруппы. Часто в классе ученики, сидящие на первых партах, живут своей жизнью, а ученики с «камчатки» — совершенно другой.

Наблюдать за динамикой — значит не просто следить за классом. Это скорее похоже на ловлю флюидов — вот начали отвлекаться, значит нужно посмотреть за собой. Если началась скучная, но нужная для понимания тема — обратите на это внимание класса. Попросите записать ваши фразы. Но понимайте, что после этого классу все равно захочется «отдохнуть» и дайте им возможность обсудить услышанное и записанное.

Когда мне урок-то вести, если я буду наблюдать за динамикой?

Это только поможет вам вести урок. Тем более каждый учитель и так следит за поведением в классе, но не всегда к нему прислушивается. Чередуйте «активные» и лекционные части, давайте групповую и индивидуальную работы, следите за темпом урока: если вы хорошо знаете материал, не обращаетесь постоянно к записям, вам будет проще.

Может просто прикрикнуть на учеников?

Закон «Об образовании» (статья 43) запрещает психологическое и физическое насилие над учениками. А крик это форма подавления и унижения. Если, конечно, вы не кричите ученикам об опасности. Но даже в этом случае крик мало поможет, потому что плохо воспринимается — сразу мобилизует, хочется защищаться или бежать.

Кричать, бить, ставить в угол, публично унижать запрещено законом. Увольнение — лучшее, как могут за это наказать

А бить и применять другие наказания?

Запрещено не только законом «Об образовании», но уголовным и административным кодексами. Забудьте, это осталось в девятнадцатом веке.

Да, учителю иногда сложно справиться с гневом. Если эмоции зашкаливают, лучше извиниться и выйти из класса на минуту. Или повторить какую-то мантру — считалку, короткий стишок, чтобы переключиться.

А ученики могут кричать на меня или одноклассников?

Могут, это же живые люди. Но не должны. На уроке лучше не решать этот конфликт, а постараться остановить его и поговорить с учениками на перемене. Можно в присутствии классного руководителя.

Можно ли выгнать с урока?

Сложный вопрос. Не запрещено, но кто-то должен нести ответственность за ученика, когда он покинет класс. К тому же вы не должны нарушить его право на образование. То есть причина должна быть веской: он мешает заниматься своим одноклассникам. Лучшая схема действий — вызвать дежурного учителя и отправить ученика вместе с ним писать объяснительную.

Как можно наказать ученика за нарушение дисциплины?

В пункте 4 статьи 43 закона «Об образовании» сказано, что за серьезные нарушения устава школы и правил внутреннего распорядка ученикам могут вынести замечание, выговор и даже отчислить. При этом нельзя объявлять дисциплинарное взыскание к дошкольникам, младшеклассникам, обучающимся с ОВЗ. Выбирая меру взыскания, школа должна учитывать тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, психическое и физическое состояние ученика. Также администрация школы должна учитывать мнение родительского и ученического советов.

Если ученику больше 15 лет, он неоднократно нарушал дисциплину и права других учеников, учителей и других сотрудников школы, его можно отчислить

Чтобы отчислить, школа должна доказать, что применила все возможные способы воздействия на ученика: беседы, психологические консультации и другие меры. Если ученик 15 лет еще не закончил девять классов, то комиссия по делам несовершеннолетних должна дать согласие на его отчисление. Если школа отчисляет ученика десятого или одиннадцатого класса старше 15 лет, то согласие комиссии не требуется.

Если я буду интересно вести уроки, я решу проблемы?

Да, но не факт. Есть ребята, которым не интересен ваш предмет — сегодня или всегда. Есть сложные темы, требующие погружения и достаточных стартовых знаний: у некоторых учеников они могут вызвать трудности. Но проходить их нужно, и учитель не всегда понимает, как лучше их подать. Если таких тем много и непонятно, как донести их до учеников, лучше звать на помощь методиста.

Но основное правило простое — чередовать формы работы. То индивидуальная, то групповая, то легкая и увлекательная тема, то сложная и насыщенная знаниями и работой ума.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
323
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
152
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
199