/
Родителю
Учителю

Безопасность в школе: как ее достичь

2835

За последние три года в российских школах несколько раз совершались вооруженные нападения — в Перми, Керчи, Казани. Каждый раз власти пытаются принять меры по предотвращению подобных ситуаций, но это не всегда получается. Разбираемся, как администрация, учителя и родители могут достичь безопасности в школе. 

Организация антикризисных групп

Сразу после трагедии в Казани Министерство просвещения РФ создало и разослало в школы методические рекомендации по действиям в экстренных ситуациях. Одна из главных рекомендаций — создать антикризисный план на случай ЧС и группу, которая будет отвечать за выполнение этого плана. 

Сейчас в школах за безопасность, как правило, отвечает один сотрудник, но под его руководством могут действовать несколько пожарных звеньев из числа преподавателей. Эту практику нужно распространить на любые чрезвычайные ситуации: назначить антикризисную команду, выдать ей ресурсы и обучить ее. Пока не ясно, кто будет обучать педагогов, но скорее всего это должен делать отвечающий за безопасность в школе, возможно, при содействии полиции или Росгвардии. 

Члены антикризисной команды должны: 

  • оповещать всю команду о случившемся;

  • контролировать распространение информации по школе, чтобы не возникла паника;

  • обеспечивать первую помощь;

  • обеспечивать эвакуацию и перевозку;

  • проводить индивидуальное и групповое консультирование. 

В рекомендациях предлагается назначить по два-три человека для выполнения каждой функции. 

Работа с учениками и учителями

Инструктажи по безопасности. Ученики и учителя должны четко знать, что нужно делать в чрезвычайных ситуациях. Для этого их важно регулярно знакомить с планами эвакуации, учить правилам первой медицинской помощи, справляться с паникой. И не только проводить лекции, но и тренировать навыки на практике. 

Психологическая диагностика. Иногда злоумышленниками становятся ребята со сложностями в поведении и психике. Психологи не успевают заметить, как их состояние из хронического переходит в острое, потому что им не хватает времени на массовую и точечную психологическую диагностику. Если в школе нет возможности взять на работу еще одного психолога, нужно заключить договор с местным психологическим центром. Важно, чтобы специалисты составили программу диагностики: как они будут работать со всеми учениками, как отследят тех, кому нужна помощь, как будут ее оказывать. 

Не менее важно проводить психологическую диагностику учителей — если учитель, например, «выгорел», агрессивен, апатичен, он вряд ли сможет быстро помочь ребятам во время экстренной ситуации. Значит нужно научить его справляться с собственным состоянием

Работа с тревожностью и острыми состояниями. После нападений на школы многие ученики по всей России могут чувствовать себя неспокойно, бояться ходить на занятия. Важно дать ребятам возможность высказаться, возможно запустив специальные консультации психолога или социального педагога. Можно найти любую форму выражения эмоций — написать сочинение, провести классный час и обсудить не безопасность, а страх и злость, появляющиеся в детях от беспомощности. 

Технические вопросы по безопасности школы

Договор с охранным предприятием. Как сообщают СМИ, в казанской школе не был заключен договор с ЧОП, школу обслуживала муниципальная охранная организация. Это не значит, что всем нужно заключать договор с ЧОП. Иногда достаточно, чтобы охранник был бдительным и наблюдательным, а не сильным и умеющим стрелять. Но важно обсудить еще раз эту ситуацию на родительском комитете, взвесить все «за» и «против» и заключить такой договор, который будет устраивать всех. 

Пропускная система. Школа ставит «рамки» и иные пропускные системы, чтобы обеспечить безопасность учеников. Это не только право, но и законная обязанность администрации. Но сотрудники охраны в какой-то момент привыкают к пищащим «рамкам» и перестают просить школьников выкладывать металлические вещи — и смысл «рамок» пропадает. Это не значит, что нужно убрать пропускную систему — нужно убеждать охрану быть внимательными. Если им это не удается, нужно сокращать смену для охранника, чтобы они не успевали устать и не потеряли фокус. 

Камеры наблюдения. Устанавливая камеры, нужно помнить о том, кто будет за ними следить и о юридических тонкостях хранения и распространения видеоинформации. Важно разместить камеры так, чтобы у охранника хватало внимания на них. Иначе камеры работают, а реагировать на них никто не успевает. О том, как юридически оформить работу видеокамер, можно прочитать в нашем материале.

Как вести себя при вооруженном нападении на школу

В США, где массовые убийства происходят регулярно, есть четкая инструкция. Вот ее главные пункты.

  1. Эвакуация. Если эвакуационный выход открыт и доступен, то попытайтесь покинуть территорию, где началась стрельба. Это лучший вариант.

При эвакуации обязательно:

  • Продумайте путь эвакуации

  • Эвакуируйтесь вне зависимости от того, согласны ли другие люди идти с вами

  • Оставьте свои вещи

  • Помогите бежать другим, если можете

  • Не позволяйте другим идти туда, где может находиться активный стрелок

  • Держите свои руки на виду

  • Следуйте инструкциям любых сотрудников полиции

  • Не пытайтесь перемещать раненых

  • Позвоните в службу спасения, когда окажетесь в безопасности


    2. Укрытие. Если эвакуация по каким-то причинам невозможна, то важно найти подходящее укрытие, забаррикадироваться, например тяжелой мебелью, и вести себя максимально тихо. Что значит подходящее укрытие? 

  • Укрытие должно быть вне зоны видимости стрелка.

  • Укрытие должно обеспечить защиту при стрельбе в вашу сторону. Лучшие варианты — кабинет с закрытой и запертой дверью, актовый зал с двумя выходами.

  • Из укрытия вы в любой момент сможете выбежать, оно не станет ловушкой. То есть подвал и комнаты на высоких этажах в конце коридора не очень подходят для укрытия.

    3. Если невозможно ни эвакуироваться, ни найти укрытие.

  • Сохраняйте спокойствие

  • Если это возможно, наберите номер экстренных служб, чтобы предупредить полицию о местонахождении стрелка

  • Если вы не можете говорить, оставайтесь на линии, позволив диспетчеру слышать, что у вас происходит

    4. Если вас нашли полицейские, то:

  • Сохраняйте спокойствие и следуйте их инструкциям

  • Не держите ничего в руках, никаких сумок или курток. Наоборот немедленно поднимите руки и разведите пальцы.

  • Держите руки все время на виду

  • Не делайте резких движений в сторону полицейских

Что точно не стоит делать?

Противодействовать стрелку. Только в самом крайнем случае, когда ваша жизнь находится в непосредственной опасности. Если начали борьбу со стрелком, то действуйте максимально агрессивно, кидайтесь предметами и импровизированным оружием, кричите и не останавливайтесь.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
04.04.2024
314
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
345
Как защитить ребенка от травли  со стороны учителя?
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя?
04.04.2024
319