/
Учителю

Топ-10 ошибок при написании рабочей программы воспитания и как их исправить

1776

В сентябре 2021 года каждая школа должна была разработать рабочую программу воспитания. Чтобы добиться единообразия, сделать процесс менее бюрократическим и облегчить жизнь преподавателям, Институт стратегии развития образования РАО подготовил примерную программу воспитания, которую можно было использовать в качестве образца.

В статье расскажем о типичных ошибках при разработке программы воспитания и дадим советы, как их избежать.

Что такое примерная программа воспитания

Это документ, на который школа может опираться при создании собственной рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы.

Содержание программы предполагает 4 взаимосвязанных раздела:

  1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
    В нем необходимо кратко описать специфику воспитательной деятельности школы: определить контингент учащихся, обозначить интересные воспитательные находки или традиции воспитания в школе.

  2. Раздел «Цель и задачи воспитания».
    Целью воспитания является формирование у учащихся базовых общественных ценностей. В зависимости от особенностей школы упор делают на разные ценности.

  3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
    Здесь школа показывает, каким образом будут достигаться поставленные цели и задачи воспитания.
    Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. Названия модулей говорят за себя. Первые обязательны к добавлению и присутствуют в каждой школе: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Вторые — добавляются в программу, только если без них школа не может реализовать свой уникальный воспитательный потенциал: «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы конкретной школы.

  4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
    В этом разделе необходимо показать, каким образом, кем и когда в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.

Казалось бы, все просто: заполняете каждый раздел информацией о воспитательной работе в своей школе, выбираете из перечня модулей те, которые присутствуют в практике школы, а остальные исключаете. Однако не все школы до конца разобрались, как работать с примерной программой воспитания, и допускают ошибки.

№1 Составлять программу ради программы

За последние годы школа привыкла к бюрократии, из-за этого часто программу воспитания стараются сделать объемной: добавляют в нее тексты программ прошлых лет или разные «полезные» материалы, которые когда-то использовали при подготовке к мероприятиям. Только в этом нет никакой необходимости. 

По методическим рекомендациям Института стратегии развития образования РАО, объем первого, второго и четвертого раздела программы воспитания не должен превышать 0,5–1 страницы текста, а объем третьего раздела не установлен, но есть уточнение, что дублировать содержание модулей не нужно. Если после исключения повторов наполнить модуль нечем, лучше от него отказаться.

Таким образом, рабочая программа воспитания должна быть краткой и полезной инструкцией к действию. Любой педагог может обратиться к ней, чтобы понять, какие формы воспитательной работы внедрить в свои занятия и почему именно их.

Если же составить программу ради программы, то неактуальная информация затруднит восприятие — понять реальные воспитательные цели, которые стоят перед школой, и выбрать способы их достижения будет невозможно.

Совет: Кратко опишите особенности школы, цели и задачи воспитания, критерии самоанализа. Распределите воспитательные мероприятия, которые регулярно проводятся в школе, сначала по инвариантным модулям, а оставшиеся — по вариативным.


№2 Забывать про логику документа

Рабочая программа воспитания — это документ, который призван показать, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и сделать свою школу воспитывающей организацией. Разделы программы должны быть взаимосвязаны и определять друг друга.

Например, если в первом разделе сказано, что среди учеников школы много представителей разных национальностей, то логично определить одну из задач воспитания как формирование толерантности. А для ее реализации выбрать мероприятия вроде конкурсов народных песен или дискуссий о национальной дискриминации.

Однако иногда в рабочих программах прописывают цели воспитания, которые никак не связаны с особенностями школы, а модули наполняют мероприятиями, которые никак не помогают в достижении целей. Так происходит, когда за разные разделы программы отвечают разные педагоги или когда в рабочую программу полностью переносят содержание примерной.

Совет: Возьмите за основу примерную программу воспитания и, двигаясь от первого раздела к последнему, по аналогии составьте свою: обсудите содержание программы на общем совете, а ее составление доверьте одному человеку.


№3 Использовать формальный язык

Программы воспитания призваны отражать направления, способы и формы предстоящей работы с детьми. Они должны быть написаны доступным языком, чтобы к ним можно было обращаться при необходимости. 

Часто программы пишут псевдонаучным языком, за которым не кроется никакого содержания. Проблема в том, что педагоги не видят свой воспитательный потенциал и не умеют его использовать и описывать. В этом случае «официальные» формулировки выручают, но реальную воспитательную работу школы становится невозможно определить.

Наиболее часто формальный характер носит описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация». Возможно, это связано с тем, что эти виды деятельности всегда присутствовали во всех школах, и «плохое» описание тянется из года в год и традиционно передается от опытного преподавателя к молодому специалисту.

Совет: Опишите воспитательный потенциал мероприятий, реализуемых в рамках инвариантных и вариативных модулей, своими словами и кратко. При одном взгляде на содержание вам, вашим коллегам и родителям учащихся должно быть понятно, зачем вы проводите то или иное мероприятие.


№4 Разделять воспитание на направления

Воспитание — это процесс всестороннего развития личности за счет создания благоприятных для этого условий. Оно не разделяется по направлениям, а реализуется целостно.

Однако стереотип о дискретности воспитания оказался живуч, и в некоторых программах по-прежнему встречаются вариативные модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и прочее.

Возможно, не у всех педагогов есть понимание, что деятельность в рамках каждого модуля должна быть направлена на достижение цели воспитания, а цель — всестороннее развитие личности школьников. Так, например, модуль «Волонтерство» обеспечивает и «патриотическое» воспитание, когда школьники организуют благотворительные концерты для ветеранов, и «экологическое» — когда они выходят на субботники или сажают деревья в парках. 

Совет: Создавая собственные модули, ориентируйтесь на цель воспитания, которая стоит перед школой.


№5 Включать в программу все вариативные модули

Большинство школ включает в рабочую программу воспитания все предложенные в примерной программе вариативные модули, это может повлечь проблемы.

Во-первых, программа воспитания и план реальной воспитательной работы становятся документами «о разном». Например, в программе указан модуль «Экскурсии, экспедиции, походы», а в плане воспитательной работы максимум, что может быть отнесено к данному модулю, — это выезд школьников на пикник в качестве поощрения за успешно завершенный учебный год. Поскольку это мероприятие нерегулярное, его можно вписать в один из инвариантных модулей, например в «Классное руководство».

Во-вторых,насыщенная программа воспитания требует от педагогического состава дополнительных усилий, что в корне противоречит задумке Института стратегии развития образования РАО.

Когда в школе нет «Детских общественных объединений» или «Школьных медиа», а в рабочей программе воспитания они указаны, то преподаватели вынуждены создавать их с нуля и в кратчайшие сроки, иначе описать содержание и специфику деятельности в модуле невозможно.

Совет: Сначала заполните инвариантные модули, а потом оцените, хватит ли оставшихся мероприятий, которые проводит школа, для наполнения вариативных модулей. 


Каждый модуль должен отражать реальную значимую для школьников и педагогов деятельность. В противном случае добавление нового модуля в программу воспитания нецелесообразно.

№6 Забывать про собственный вариативный модуль

Случается и так, что школа, наоборот, не выделяет в рабочей программе воспитания собственный вариативный модуль, хотя описанные в первом разделе материальные, кадровые и социальные ресурсы прямо указывают на такую возможность. Например, в разделе «Особенности школы» упомянуты школьные музеи или социально-психологическая служба, а в других отделах программы об этом нет ни слова.

Совет: Если в списке необязательных модулей, которые предложило Минпросвещения, нет такого, который описывает уникальную воспитательную работу вашей школы, напишите собственный модуль. 


№7 Предлагать одинаковое содержание модулей для всех школьников

При планировании воспитательно-образовательной деятельности в школе часто случается так, что программу воспитания не адаптируют к разным уровням образования: начальному общему, основному общему, среднему общему. 

В результате педагоги предлагают учащимся мероприятия, которые им неинтересны или не отвечают их возрастным запросам. Например, учащимся старших классов — принять участие в выставке портретов ко Дню матери, вместо того чтобы организовать благотворительный концерт для детей-сирот.

Совет: В дополнение к единой рабочей программе воспитания разработайте три плана воспитательной работы для каждого уровня образования. Так вы учтете возраст воспитанников и подберете мероприятия под их интересы. А при необходимости внести коррективы не придется переписывать всю программу, достаточно будет изменить только эту ее часть. 


№8 Пренебрегать модулем «Самоуправление»

Некоторые школы считают, что модуль «Самоуправление» — вариативный. Это действительно так, но только в школах, где реализуются образовательные программы исключительно начального общего образования. Во всех остальных школах этот модуль должен присутствовать в рабочей воспитательной программе. 

Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Этот модуль больше всех остальных готовит детей к взрослой жизни. 

Совет: Сделайте самоуправление частью образовательно-воспитательного процесса. На уровне класса выберите старост или штаб ответственных за спорт и творчество. На уровне школы организуйте совет учащихся, который будет выражать мнение всех школьников в вопросах, затрагивающих их интересы и права.


Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление. Для этого необходимо ввести фигуру педагога-куратора.

№9 Описывать результаты анализа воспитательной работы

В четвертом разделе программы «Основные направления самоанализа воспитательной работы» необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы: кто, когда и по каким критериям оценивает достигнутые результаты. 

Например, указывается, что анализ осуществляется один раз в полгода заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями и активом старшеклассников. Критерий оценки качества — наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых: минимум 4 общешкольных мероприятия, одно региональное и т.д.

Проблема в том, что иногда авторы школьных программ размещают в этом разделе результаты самоанализа. Это лишнее.

От этого текст программы становится в разы длиннее, а значит, обращаться к нему становится неудобно. 

Каждый год этот раздел программы устаревает, и школе приходится постоянно обновлять его, а вместе с ним ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.

Совет: В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» рабочей программы воспитания перечислите только основные направления, критерии и способы осуществления самоанализа воспитательной работы. 


№10 Оставлять содержание программы неизменным

Рабочая программа воспитания — унифицированный документ, на основе которого все педагоги школы выстраивают воспитательную деятельность. Она должна быть достаточно краткой, чтобы к ней можно было обращаться при необходимости, и ёмкой, чтобы отражать все формы и виды воспитательной деятельности школы.

Программа должна отражать реальное положение дел в школе. Если на момент создания документа в школе нет медиа или детских общественных объединений, то добавлять модуль о них не нужно. Об этом мы уже рассказали подробно — ошибка №5. Однако есть и другая крайность: не добавлять новые формы и виды воспитательной деятельности в содержание инвариантных и вариативных модулей. 

Совет: Пересматривайте содержание рабочей программы воспитания перед началом каждого учебного года. 


Отражайте в модулях все новые формы воспитательной работы, которые органично возникли в школе. Например, после появления нового учителя русского языка и литературы в школе мог возникнуть онлайн-журнал. Если он себя хорошо зарекомендовал, то стоит внести его в программу в вариативный модуль «Школьные медиа».

Если рабочая воспитательная программа кажется недостаточно полной и разнообразной по сравнению с примерной программой от Минпросвещения, то перед началом учебного года можно спроектировать и наполнить вариативные модули. Для этого можно использовать эффективный инструмент — «мозговой штурм» для педагогов, учеников и родителей. Соберите участников вместе на совещании, родительском собрании или классном часе и подключите к обсуждению рабочей программы воспитания. Полученный банк идей распределите по модулям программы.


Теперь вы знаете, на что обращать внимание при планировании воспитательно-образовательной работы в школе, чтобы не тратить свое время и силы на разработку очередного непонятного документа. Если не допускать перечисленных ошибок, то можно создать действительно рабочую программу воспитания и наполнить модули качественным содержанием.

Чек-лист «Что учесть при написании программы воспитания»:
  • Примерная программа — это конструктор для вашей рабочей программы воспитания. Просто скорректируйте уже имеющийся текст примерной программы под специфику своей образовательной организации и добавьте  план-сетку мероприятий.

  • Разрабатывая собственную программу воспитания, включайте в нее только те вариативные модули, которые в наибольшей степени помогают реализовать воспитательный потенциал вашей школы с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов.

  • Добавляйте в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.

  • Располагайте выбранные модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы.

  • Пишите программу коротко и ясно, описывайте предстоящую работу с детьми, а не рассуждайте в общем о воспитании.

  • Не воспринимайте программу как инструмент воспитания; ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курсы
Выгодное обучение педагогического коллектива
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
310
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
150
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
193