/
Учителю
Воспитателю

Возможности фасилитативного подхода в работе с родителями

497
Автор статьи
Мама двоих замечательных сыновей, методист, педагог и фасилитатор.

Очень часто педагог в работе с родителями становится фасилитатором. Слово "фасилитация" переводится с английского как «помощь, облегчение, способствование». Под фасилитацией понимают набор инструментов и приёмов, позволяющих эффективно организовать с родителями групповое обсуждение по вопросам воспитания детей.

Важным моментом при этом является то, что и воспитатель, и родители общаются на равных, хотя они различаются и по статусу, и по жизненному опыту. Разносторонние мнения помогают найти решение педагогической задачи. Педагог помогает взрослым стать более чувствительными к их детям.

Итак, фасилитативный подход помогает:

  • оказывать положительное влияние на воспитательную позицию родителя;

  • укреплять уверенность в себе у родителя;

  • предоставлять родителям возможность свободно выражать себя, размышлять, тестировать новые способы взаимодействия с детьми и обмениваться личным опытом.

Какие навыки нужны для фасилитативного руководства?

Целевой ориентир навыков фасилитатора:

  • вызывать доверие;

  • слушать и сопереживать;

  • вести групповую дискуссию без навязывания;

  • продвигать, при необходимости заменять негативные концепции на позитивные;

  • давать позитивные оценки, выискивая и указывая на то, что уже является позитивным в практике родителя и поведении ребенка;

  • интерпретировать для родителя поведение ребенка как значимое;

  • давать практические демонстрации различных аспектов хорошего качества взаимодействия.

Как выглядит работа фасилитатора?

Воспитатель ведёт беседу группы родителей и выступает в роли проводника. Он поддерживает, структурирует разговор, следит за эмоциональной атмосферой в группе, предотвращает конфликты, помогает высказаться каждому участнику группы и даёт мотивирующую обратную связь. Фасилитатор помогает установить основные правила встречи. Например, он определяет, как члены группы будут взаимодействовать между собой, сколько времени даётся на высказывание, каким образом будут сделаны выводы. Постоянно поддерживает участников: «Посмотрите, как здорово вы...», «У вас очень хорошо получается...», «Вы так это здорово делаете!».

Фасилитатор помогает вести беседу таким образом, чтобы привести к результату, который понятен всем и устроит всех участников. При этом сам педагог-фасилитатор занимает нейтральную позицию: не навязывает своё мнение, не вступает в дискуссию и не навязывает никаких выводов или решений.

Результаты встречи желательно фиксировать после групповой беседы

Важно проследить динамику изменения позиции родителей. Сделать это можно, например, так:


Если родители в группе хотят разобраться в проблемах воспитания своих детей, то фасилитация максимально в этом поможет. С её помощью можно увидеть мнения с разных сторон, выявить корень проблемы и принять продуманное решение.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Методы стимулирования творческого мышления у школьников
Методы стимулирования творческого мышления у школьников
29.10.2024
64
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
«Это вам не игрушки!» - использование геймификации в образовательном процессе
27.10.2024
153
Влияние физической активности на успеваемость школьников
Влияние физической активности на успеваемость школьников
25.10.2024
267