/
Учителю

Травля в школе: что делать взрослым?

6659

Согласно исследованиям, от травли в разные периоды страдает 50% детей, а 15% — находятся в моменте. Если переводить на язык конкретных цифр, прямо сегодня десятки тысяч русских школьников — жертвы эмоционального и физического насилия со стороны других детей. Как им помочь?

Что считать травлей?

Травля — это физическое и психологическое насилие нескольких над одним, что приводит к серьезным последствиям. То есть если группа детей постоянно обзывает, дразнит, высмеивает или как-то еще обижает одного ребенка (форм может быть много) — это травля. 

Согласно УК РФ травля – это серьезное преступление

К сожалению, это явление встречается чаще, чем дружба между детьми (особенно если речь идет о школе или других больших коллективах). Иногда взрослые не считают это проблемой не потому, что не хотят, а просто не понимая серьезности происходящего.

С чем можно перепутать травлю?

        1. С непопулярностью. Одно дело, когда у ребенка просто нет друзей в коллективе и он кому-то или многим не нравится, другое — системные оскорбления и высмеивания. Непопулярный ученик может чувствовать обиду, грусть или же вполне комфортно себя ощущать, если он не нуждается в признании сверстников, а вот жертва травли всегда явно и сильно страдает, в том числе и физически. Её главная эмоция — страх.

        2. С конфликтами. Сегодня дерутся, а завтра вместе играют — это не травля, это конфликты, которые переживают большинство детей. С конфликтами поможет справится медиация, с травлей — нет.

В отличие от просто конфликта травля — это целенаправленные повторяющиеся действия большинства против одного. Здесь силы всегда будут неравными

        3. С действиями одного ребенка. В группе детей может быть задира, иногда этот задира может терроризировать своей агрессией весь класс, но если его не поддерживают остальные — то это не травля, здесь нет большинства против одного. Здесь достаточно разобраться с действиями одного ребенка и помочь ему справиться со своей агрессией (это может сделать хороший психолог).

Случай травли хорошо описан в повести Владимира Железникова “Чучело”, когда  девочке-шестикласснице объявил бойкот весь класс

Как заметить и что делать?

Наблюдайте. Даже если учитель проводит один-два урока в неделю, он может многое узнать об отношениях в классе. Часто учитель видит что-то «неладное», но проходит мимо, не считая это проблемой. Если учитель видит, как одноклассники прячут чей-то портфель, наклеивают на спину кому-то бумажку, игнорируют кого-то одного, постоянно смотрят какое-то видео в телефонах, — он должен насторожиться. Не нужно подозревать всех и вся и не нужно искать ябед. Это может только усугубить.

Что точно можно делать, если заметили:

  1. Поделиться мнением с классным руководителем и школьным психологом. Школьный психолог один не решит проблему, а вот разработать совместную стратегию поведения — это реально.

  2. Назвать явление своими словами, в том числе и самим детям, чтобы они понимали, что делают. Только не давите на жалость, это может усугубить ситуацию.

  3. Если у вас хороший контакт с детьми, можно выразить своё неприятие этой ситуацией. Показать, что вы видите её и против неё. Иногда, чтобы остановить травлю, этого достаточно.

  4. Попросить помощи у коллег, чтобы совместно остановить явление. Если взрослые не замалчивают ситуацию (что означает молчаливое одобрение поведения группы), а реагируют однозначно против, то у детей не останется выбора кроме как прекратить её. 


Фонд «Травли Net» совместно с юристами, психологами и педагогами разработал антибулинговую программу для школ. Её можно скачать, распечатать, внимательно изучить и подписать, чтобы точно знать “на чьей вы стороне”.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Акция
-10% на переподготовку. Получи новую специальность и работай спокойно
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
308
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
149
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
193