Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.
Определение тифлопедагогики разворачивает перед нами тот фронт целей и задач, который стоит перед тифлопедагогом. Обратимся к основным разделам тифлопедагогики, а значит и программы для тифлопедагога.
Люди с нарушением зрения — кто они? Структура дефекта
Людей с нарушениями зрения мы можем разделить на слепорожденных и ослепших. Перед началом работы каждый тифлопедагог проводит педагогическую диагностику обучающихся. Определимся, какие стороны развития лиц с нарушением зрения будет диагностировать тифлопедагог.
Для диагностики мы должны понять структуру дефекта обучающихся с нарушением зрения. О структуре дефекта писал Л.С. Выготский в своих трудах. Итак, первично у людей с нарушением зрения страдает зрение в той или иной степени. Здесь мы определим:
-
обучающийся с слабовидением;
-
обучающийся с амблиопией и косоглазием;
-
обучающийся слепой с остаточным зрением;
-
обучающийся с нарушением цветоощущения;
-
тотально слепой обучающийся.
Замечу, что тотально слепых людей — очень невысокий процент, как правило, цветоощущение сохранено у большинства людей. Есть ещё отдельная категория лиц — слепоглухие, но тут работа очень специфична и сложна, вплоть до изобретения «отдельного языка» для таких людей.
Вторичные отклонения при нарушении зрения
Обратимся к вторичному отклонению при нарушении зрения. Здесь важным будет степень выраженности первичного нарушения, то есть чем сильнее первичное нарушение, тем сильнее вторичное поражение. Ещё важным является время поражения: чем раньше возникло первичное поражение, тем больший урон оно нанесло развитию (вторичному отклонению) человека. То есть время и степень выраженности поражения имеют прямое отношение к вторичным нарушениям, и как следствие, к компенсаторным механизмам организма. Это наводит нас на прямую связь нарушения зрения и вторичного отклонения — нарушение психического развития людей с нарушением зрения.
Разделы работы тифлопедагога
Итак, какие стороны развития возьмёт для себя в работу тифлопедагог? Движемся всё от тех же сторон поражения вторичного отклонения:
-
зрительное восприятие;
-
осязание и мелкая моторика;
-
ориентировка в пространстве;
-
социально-бытовая ориентировка.
На каждом возрастном этапе будут свои особенности диагностики по этим направлениям и свои особенности коррекции. Но структура работы примерно одна из года в год с усложнением формирования знаний, умений и навыков, тех или иных компетенций.
Зрительное восприятие
В рамках работы над развитием зрительного восприятия это работа с восприятием цвета, формы, величины предметов, а также восприятием изображений.
Осязание и мелкая моторика
Работа над осязанием и мелкой моторикой предполагает знание пальцев рук, выполнение действий рукой, отдельными пальцами, узнавание предметов, их величины, текстуры и т.д. методом ощупывания.
Ориентировка в пространстве
Работа над ориентировкой в пространстве включает формирование компетенций:
-
ориентировка на себе;
-
ориентировка в пространстве комнаты, класса, квартиры и других помещений;
-
ориентировка в пространственных признаках игрушек, других предметов пространства (например, передняя, задняя, верхняя, нижняя, спереди, сзади, первая, последняя, в середине и т.д.);
-
ориентировка с помощью сохранных анализаторов (например, с помощью звука);
-
ориентировка, где точка отсчёта — «ты сам»;
-
ориентировка на плоскости листа, доски и т.д.;
-
ориентировка в пределах предметов и схем (положи, как изображено на схеме);
-
ориентировка в использовании пространственной терминологии и т.д.
Социально-бытовая ориентировка
Социально-бытовая ориентировка — это прежде всего формирование социального поведения. Это умение ориентироваться в бытовых предметах и применять их согласно функциональному назначению. Использование своих возможностей сенсорных систем — тоже работа по социально-бытовому ориентированию.
Таким образом, спектр работы тифлопедагога достаточно широк. Программное содержание идёт с ежегодным усложнением. Безусловно, необходим учёт индивидуальных особенностей, которые будут отражены в маршруте ребёнка при необходимости. Все особенности тифлопедагог выявляет при проведении диагностики. Во время проведения диагностики не стоит забывать о сборе анамнеза, условий проживания ребёнка, отношения к нему родителей, отношения родителей к основному дефекту ребёнка. Одним из важных моментов является выяснение ожиданий родителей от работы тифлопедагога.
Такой подход обеспечит вам успешную работу с детьми с нарушениями зрения.