/
Инклюзия

Тифлопедагог: кто такой и чем занимается?

231
Автор статьи
Заведующий МБДОУ детский сад «Белоснежка», председатель Правления в РОО «Дети Дождя», преподаватель в Сургутском государственном педагогическом университете, доцент.

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

Определение тифлопедагогики разворачивает перед нами тот фронт целей и задач, который стоит перед тифлопедагогом. Обратимся к основным разделам тифлопедагогики, а значит и программы для тифлопедагога.

Люди с нарушением зрения — кто они? Структура дефекта

Людей с нарушениями зрения мы можем разделить на слепорожденных и ослепших. Перед началом работы каждый тифлопедагог проводит педагогическую диагностику обучающихся. Определимся, какие стороны развития лиц с нарушением зрения будет диагностировать тифлопедагог.

Для диагностики мы должны понять структуру дефекта обучающихся с нарушением зрения. О структуре дефекта писал Л.С. Выготский в своих трудах. Итак, первично у людей с нарушением зрения страдает зрение в той или иной степени. Здесь мы определим:

  • обучающийся с слабовидением;

  • обучающийся с амблиопией и косоглазием;

  • обучающийся слепой с остаточным зрением;

  • обучающийся с нарушением цветоощущения;

  • тотально слепой обучающийся.

Замечу, что тотально слепых людей — очень невысокий процент, как правило, цветоощущение сохранено у большинства людей. Есть ещё отдельная категория лиц — слепоглухие, но тут работа очень специфична и сложна, вплоть до изобретения «отдельного языка» для таких людей.

Вторичные отклонения при нарушении зрения

Обратимся к вторичному отклонению при нарушении зрения. Здесь важным будет степень выраженности первичного нарушения, то есть чем сильнее первичное нарушение, тем сильнее вторичное поражение. Ещё важным является время поражения: чем раньше возникло первичное поражение, тем больший урон оно нанесло развитию (вторичному отклонению) человека. То есть время и степень выраженности поражения имеют прямое отношение к вторичным нарушениям, и как следствие, к компенсаторным механизмам организма. Это наводит нас на прямую связь нарушения зрения и вторичного отклонения — нарушение психического развития людей с нарушением зрения.

Разделы работы тифлопедагога

Итак, какие стороны развития возьмёт для себя в работу тифлопедагог? Движемся всё от тех же сторон поражения вторичного отклонения:

  • зрительное восприятие;

  • осязание и мелкая моторика;

  • ориентировка в пространстве;

  • социально-бытовая ориентировка.

На каждом возрастном этапе будут свои особенности диагностики по этим направлениям и свои особенности коррекции. Но структура работы примерно одна из года в год с усложнением формирования знаний, умений и навыков, тех или иных компетенций.

Зрительное восприятие

В рамках работы над развитием зрительного восприятия это работа с восприятием цвета, формы, величины предметов, а также восприятием изображений.

Осязание и мелкая моторика

Работа над осязанием и мелкой моторикой предполагает знание пальцев рук, выполнение действий рукой, отдельными пальцами, узнавание предметов, их величины, текстуры и т.д. методом ощупывания.

Ориентировка в пространстве

Работа над ориентировкой в пространстве включает формирование компетенций:

  • ориентировка на себе;

  • ориентировка в пространстве комнаты, класса, квартиры и других помещений;

  • ориентировка в пространственных признаках игрушек, других предметов пространства (например, передняя, задняя, верхняя, нижняя, спереди, сзади, первая, последняя, в середине и т.д.);

  • ориентировка с помощью сохранных анализаторов (например, с помощью звука);

  • ориентировка, где точка отсчёта — «ты сам»;

  • ориентировка на плоскости листа, доски и т.д.;

  • ориентировка в пределах предметов и схем (положи, как изображено на схеме);

  • ориентировка в использовании пространственной терминологии и т.д.

Социально-бытовая ориентировка

Социально-бытовая ориентировка — это прежде всего формирование социального поведения. Это умение ориентироваться в бытовых предметах и применять их согласно функциональному назначению. Использование своих возможностей сенсорных систем — тоже работа по социально-бытовому ориентированию.

Таким образом, спектр работы тифлопедагога достаточно широк. Программное содержание идёт с ежегодным усложнением. Безусловно, необходим учёт индивидуальных особенностей, которые будут отражены в маршруте ребёнка при необходимости. Все особенности тифлопедагог выявляет при проведении диагностики. Во время проведения диагностики не стоит забывать о сборе анамнеза, условий проживания ребёнка, отношения к нему родителей, отношения родителей к основному дефекту ребёнка. Одним из важных моментов является выяснение ожиданий родителей от работы тифлопедагога.

Такой подход обеспечит вам успешную работу с детьми с нарушениями зрения.


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Виды логопедического массажа
Виды логопедического массажа
04.06.2024
251
Сурдопедагогика: что это такое и где пройти обучение
Сурдопедагогика: что это такое и где пройти обучение
04.06.2024
130
Детский логопед-дефектолог: чем он занимается, что нужно уметь и как им стать?
Детский логопед-дефектолог: чем он занимается, что нужно уметь и как им стать?
04.04.2024
422