Сурдопедагогика — это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха (от латинского слова surdus в значении глухой и греческого слова paidagogike).
Сурдопедагогика возникла очень давно. Именно она стала прародительницей уже более поздней логопедии. Ещё Геродот (ок. 484—425 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.) пытались объяснить природу глухоты и её влияние на развитие человека. Хотя системного подхода к обучению тогда ещё не было. В XVI веке были попытки создать первые классификации лиц с нарушением слуха, а уже в XVII веке появились некоторые системы обучения лиц с нарушением слуха. В России первые попытки признания глухих как более полноценных и их обучения были организованы в XVI и XVII веках. Начало положено при правлении Ивана IV («Грозного»). И вообще, начало коррекционной педагогики в России зародилось именно в этот период. Большой вклад в сурдопедагогику как науку внесли в XX веке советские учёные М. Лаговский, С.С. Преображенский, Л.С. Выготский, Н.А. Рау, Е.Ф. Рау, Е.П. Мусатова, Р.М. Боскис, Э.И. Леонгард и др.
Люди с нарушением слуха. Классификация
В современной сурдопедагогике различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. В зависимости от объёма частот, которые могут восприниматься по состоянию слуха, принято выделять 4 группы глухих:
-
Дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т.е. 125—250 Гц;
-
Дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
-
Дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
-
Дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. 2000 Гц и выше.
А вот степени тугоухости зависят от средней потери слуха в указанном диапазоне:
-
Первая степень — снижение слуха не превышает 40 дБ;
-
Вторая степень — от 40 до 55 дБ;
-
Третья степень — от 55 до 70 дБ;
-
Четвёртая степень — от 70 до 90 дБ.
Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.
Программа обучения лиц с нарушением слуха
Обучение и воспитание людей с нарушением слуха строится по определённым разделам программы. Обучение лиц с различными патологиями развития строится на классике структуры дефекта, обозначенной в трудах Л.С. Выготского.
Первичное нарушение у людей с патологией слуха — это сама патология слуха. Вторичные отклонения — это стороны психического развития, на которые повлиял основной диагноз. У людей с нарушением слуха — это прежде всего речевое развитие. То, в какое время была потеря слуха, а также тяжесть его поражения, определяет все трудности дальнейшего развития человека с нарушением слуха.
Итак, основными разделами программы сурдопедагогики станут:
-
развитие слухового восприятия;
-
обучение произношению;
-
развитие речи;
-
обучение дактильной речи (азбука рук для людей с нарушением слуха);
-
фонетическая ритмика.
На каждый раздел программы существует методика преподавания, которая определяет методы, приёмы, объём материала, время, которое потребуется для его усвоения, и т.д.
Почему именно эти разделы?
Развитие слухового восприятия напрямую влияет на успешность обучения лиц с нарушением слуха. Чем больше будет уделено этому внимания, тем успешнее можно будет повлиять на обучение произношению и развитие речи. Устная речь — стоит во главе угла всего обучения человека с нарушением слуха.
Если мы не хотим изоляции такого человека, то наша первая задача состоит в том, чтобы обучить его средствам общения. А устная речь, как известно, это то самое средство, которое признано в любом обществе. Конечно, письменная речь может являться некоторым заменителем устной, но всё-таки устная речь будет максимально адаптировать человека с нарушением слуха в обществе других людей. Иногда устная речь так развита у человека с нарушением слуха, что обычный человек не может догадаться о снижении слуха у собеседника.
Обучение дактильной речи (азбука рук) — ещё один раздел обучения в сурдопедагогике. При общении с людьми с нарушением слуха между собой она активно используется, особенно при обозначении названий, имён и др. Жесты — это целые слова, один жест — одно слово. А если нужно обозначить, например, название города, то человек его обозначит с помощью букв (дактильной азбуки). Между собой люди с нарушением слуха часто используют жесты (здесь русский жестовый язык формируется в быту, в семье), в школе — устная речь в приоритете. Дактильная речь формируется и в школе, как вспомогательная при формировании устной речи.
Где можно обучиться сурдопедагогике?
Этой науке обучают во многих педагогических университетах страны в рамках подготовки дефектологов, а также сурдопедагогов. Есть и курсы переподготовки, но профильным образованием при этом должно быть педагогическое (дефектологическое, логопедическое) образование.