/
Учителю

Социальное проектирование: что это и как учителю с ним справиться

1000

Один из инструментов воспитательной и учебной работы учителя — социальное проектирование. Разбираемся, как оно устроено и как учитель может им пользоваться.

Что такое социальное проектирование?

С одной стороны, это воспитательная технология, которая позволяет ученику разобраться с самим собой, наладить взаимодействие с другими и принести значимую пользу. С другой стороны, социальное проектирование позволяет решать образовательные цели. Занимаясь проектом, ученик может обновить знания по нескольким учебным дисциплинам, научиться работать с информацией, ставить цели и получать результаты. Социальное проектирование помогает реализовать ФГОС и проходить аттестацию.

У социального проектирования есть несколько отличительных признаков:

Ученик занимается социально значимой деятельностью. Если ученики издают газету об истории школы и никому ее не показывают, они могут научиться журналистике, но не принесут социальной пользы. Если они издадут ее, раздадут номера в другие классы, то их соученики узнают что-то новое о школе.

У социального проекта всегда должен быть результат. Причем он может быть и нематериальным. Ученики могут проводить исследование о том, как улучшить питание в школе и придумать стратегию изменений. Даже если она не зафиксирована на бумаге, это уже результат.

Ученик должен сам задумать, спланировать и реализовать проект. Учитель только помогает ученику придумать идею и довести ее до результата. Он не должен быть инициатором проекта — может озвучить проблему, а ученики сами поймут, хотят ли ее решать.

Ученик должен в ходе работы взаимодействовать с другими людьми. Социальный проект можно реализовывать только в команде — иначе у ребенка не будет нужного опыта социального взаимодействия. Участников может быть всего двое, отношения между ними будут развиваться, они будут учиться выходить из конфликтов.

Какими могут быть социальные проекты?

Прикладные проекты. Их результат материален и может быть использован другими людьми. Например, горка, построенная девятиклассниками для первоклассников.

Информационные проекты. Главная цель — донести до людей новые знания или систематизировать уже имеющиеся. Примеры — газета об истории школы, выставочный стенд, сайт школы, лекции для учеников.

Ролевые и игровые проекты. Результатом проекта будет игра, в которой ребята примерят на себя роли, попробуют разные типы поведения. Например, экономическая игра или игра о ролях в многонациональном мире.

Исследовательские проекты. Этот проект походит на обычную научно-исследовательскую работу. Отличий два — работу нужно сделать в команде и у нее должна быть социальная значимость. Например, исследование конфликтности у учеников старших классов.

Какая роль учителя в социальном проекте?

Учитель должен планировать проектную деятельность, организовать ее и управлять ей в процессе работы.

Планирование. Учитель не обязан придумывать идею проекта. Он может обозначить проблему, а ученики сами поймут, как ее решить. На учителе стратегия выполнения и разработка графика. Он должен подсказать ученикам, из каких этапов должна состоять работа, помочь с ресурсами и сроками выполнения каждого этапа. Если команда еще не сыграна, не стоит давать им «горящий» проект, например давать придумать сценарий новогоднего праздника за пару дней.

Организация. Учитель должен увидеть возможности каждого в команде и помочь им распределить обязанности. Он не в праве заставлять детей, но должен им советовать. Он заранее может увидеть, что кто-то не справится и иметь запасной план. Но при этом нельзя сказать «Ты не справишься». Это пробы, человек должен иметь право на ошибку.

Управление. Учитель должен руководить работами, по крайней мере, курировать их. Не обязательно стоять над душой, нужно контролировать результаты на каждом этапе. Также учитель должен модерировать все конфликты и помогать с решением проблем.

То есть социальное проектирование всегда внеучебная работа?

Не обязательно. Педагог может использовать социальное проектирование и на уроке. Проект может стать домашним заданием: важно, чтобы оно было добровольным. Ученики могут проходить учебную тему и захотеть сделать по ней плакат. Если они разобьются на команды, то это уже будет социальным проектом. Учителю главное помочь им, отрефлексировать результаты и затем оформить проект.

Какая польза для учителя?

Их как минимум три: ученики научатся командной работе, получат новые знания по учебным дисциплинам, учитель дополнит свое портфолио.

Ребята научатся взаимодействовать друг с другом. Значит другие командные задачи им будут уже по плечу. Они смогут вместе готовиться к экзаменам, брать на себя большую ответственность.

Ученики получат новые знания. В ходе проекта ученикам придется искать информацию, работать с ней. Даже если тема проекта не будет связана с конкретной дисциплиной, учитель может объяснить, как использовать новые знания на уроках. Например, в ходе исследования режима школьного питания ученики подтянут знания по биологии и обществознанию.

Учитель дополнит портфолио. Или соберет отдельную папку, связанную с социальными проектами. Этот опыт можно не только представить на аттестации, но и транслировать или использовать в профессиональных конкурсах. Где брать темы для социальных проектов? Проще всего отталкиваться от учебных интересов и школьных проблем. Если они уже решены, можно выходить на уровень городских проблем — изучать конфликты, обсуждать городскую инфраструктуру. Если нет идей, можно читать региональные СМИ, провести анкетирование среди учителей или учеников.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
318
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
150
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
198